конспект непосредственно – образовательной деятельности в старшей группе на тему «Природный символ Саратовского края»

Конференция: Воспитательно-образовательная деятельность в детском саду

Автор: Савонина Елена Сергеевна

Организация: МДОУ Детский сад комбинированного вида № 218

Населенный пункт: Саратовская область, г. Саратов

Цель: дать детям знания о том, что такое символ Саратовского края, познакомить детей с памятниками природы Саратовского края, рассказать какие деревья растут в нашей местности, показать как разнообразен и красив природный мир Саратовского края, учить отвечать на вопросы по сюжетным картинам.

Образовательные задачи: закреплять навыки рисования красками, научить внимательно слушать вопросы и отвечать полным ответом, запоминать названия деревьев растущих на территории Саратовского края, уметь различать их по внешним признакам.

Развивающие задачи: развивать внимание, сообразительность, познавательную активность, речь детей.

Воспитательные задачи: воспитывать любовь к родному краю, к живой природе, учить беречь и заботиться о живой природе, не оставлять мусор после себя при посещении природных зон, воспитывать желание знать как можно больше о природных памятниках Саратовского края.

Здоровьесберегающие задачи: формировать навыки правильной осанки, соблюдать правила сохранения зрения; использовать в работе приемы сохранения психологического здоровья дошкольников.

Оборудование: листы белой бумаги, краски, кисточки, стаканчики с водой, салфетки, сюжетные картинки с изображением природных памятников Саратовского края, деревьев растущих в природных зонах нашего края.

Предварительная работа:

  1. Познакомить детей с названием нашего города.
  2. Беседа с детьми о природных памятниках Саратовского края.
  3. Рассматривание картинок с изображением растительного мира природных зон.
  4. Обсуждение с детьми отличительных внешних признаков деревьев растущих вокруг.    
  5. Познакомить детей с определением «природный символ».
  6. Чтение художественной литературы о природных зонах родного края, деревья прорастающих на нашей территории.
  7. Заучивание стихов, отгадывание загадок.
  8. Работа с родителями воспитанников (анкетирование, беседы, консультации).

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Музыка», «Здоровье».

Ход ОД.

Воспитатель. Ребята, как называется город, в котором мы с вами живем? (ответ: Саратов). Как называется край, в котором мы живем? (Саратовский край). В нашей области есть ни только города и населенные пункты с домами, улицами, памятниками архитектуры, но и памятники природы. Памятник природы – это охраняемая территория, на которой расположен редкий или достопримечательный объект живой или неживой природы, уникальный в научном, культурном, историческом или эстетическом отношении. Скажите мне пожалуйста, какие вы знаете памятники природы, расположенные в нашем городе или области?

Ответы детей: 

- парк Кумысная поляна;

- Городской парк «Лукоморье»;

- Городской сад «Липки»;

- Ботанический сад СГУ;

-  Малиновый родник.

Воспитатель. Молодцы ребята. Я предлагаю вам, отправиться в путешествие по памятнику природы «Кумысная поляна».

Воспитатель включает  заранее подготовленную музыку со звуками природы. Она играет фоном на протяжении всего «Путешествия по Кумысной поляне».

Воспитатель. Кумысная поляна - это уникальный природный парк. Попав сюда, ты оказываешься будто в другом мире, где летом могучие деревья склоняют свои ветви над просекой, образовав причудливую арку из зеленых крон, где в изумрудных листьях играют лучи солнца и падают под ноги на дорожку... Над головой синее небо, воздух свеж, повсюду пение птиц... Душу наполняет светлая радость, от этого царства гармонии и красоты. Природный парк Кумысная поляна имеет свою историю, свои тайны, скрытые в глубине леса, свои места с их неповторимой красотой и великолепием, по некоторым из которых мы и совершим приятную прогулку.

Пожалуй, самое известное место на Кумысной поляне - Березовая аллея. Воспитатель показывает детям фотографии и картины с изображением пейзажа «Березовой аллели», задает детям вопросы:

- что изображено на картинах?

- какие деревья растут в этой местности?

- как выглядят деревья?

- как они называются?

Воспитатель.  Пройдя «Березовую аллею» мы попадаем в «Рощу пробкового дерева». Она расположена неподалеку от радиовышки и обнесена деревянной оградкой. По площади рощица небольшая, но имеет статус ботанического памятника природы регионального значения.  А вообще это дерево растет на Дальнем Востоке.

Воспитатель показывает детям фотографии и картины с изображением пейзажа «Рощи пробкового дерева», задает детям вопросы:

- что изображено на картинах?

- какие деревья растут в этой местности?

- как выглядят деревья?

- как они называются?

Воспитатель. В нашем родном Кумыснополянском лесу немало могучих старых деревьев, богатырский облик и почтенный возраст которых вызывает у созерцателя светлое благоговейное чувство к Творцу, какой-то внутренний подъём. Одним из таких деревьев является «Дуб-великан», прорастающий на Кумысной поляне. Дуб-великан - памятник природы, охраняемый государством. Расположен дуб на дне неглубокой лощины в верховьях большого лесного оврага рядом с урочищем Лаптев сад. Возраст его более 200 лет. Огромное ветвистое дерево трудно обхватить даже вдвоем. Высота дуба-великана 30 метров. Ствол покрыт грубой, испещренной глубокими трещинами корой. Это дерево, пожалуй, может претендовать на почетный титул самого старого в Саратове, хотя до старости ему предстоит прожить еще лет 300 - 400. Паломничество к дубу особенно хорошо в жару - тень от раскидистых ветвей надежно скрывает от палящего солнца.

Воспитатель показывает детям фотографии и картины с изображением дуба - великана, задает детям вопросы:

- что изображено на картинах?

- как выглядит дерево?

- как оно называется?

Воспитатель. Если пройти дальше по дорожке, то мы с вами попадем в местность, которую называют «Дамбочка». Дамбочка - земляная насыпь в овраге плакучих берез. Весной талая вода стекается в овраг к дамбочке и образует небольшой пруд. Пруд летом часто пересыхает, однако, земля все равно остается влажной. Место это глухое и необычное, начало оврага до плотины завалено валежником. Весной Дамбочка очень красива: на самой плотине расцветают хохлатки, а рядом на полянах цветет сирень, кустарники и травы, наполняя воздух благоуханием.

Воспитатель показывает детям фотографии и картины с изображением пейзажа Дамбочки и проводит беседу по ним:

- что изображено на фотографиях?

- какие растения растут в данной местности?

- как они выглядят?

- как называются цветы, кустарники, деревья, которые растут в этом районе?

Воспитатель. Ребята, давайте немного отдохнём после прогулки по «Кумысной поляне» и подвигаемся.

Физминутка «Прогулка по лесу»

                                                         Действия на слова физминутки:

Мы немножко отдохнем,                            Встать, ноги вместе, руки

Встанем, глубоко вздохнем.                      через стороны – вверх- вдох,

                                                                      опустить вниз-выдох.

Дети по лесу гуляли,                                  Ходьба на месте,       

За природой наблюдали.                            Повороты головой влево-право

Вверх на солнце посмотрели                     встать на носки, руки через стороны

И их лучики согрели.                                 вверх и посмотреть вверх.

Чудеса у нас на свете                                 Присесть, руки на поясе.

Стали карликами дети.

А потом все дружно встали                       Встать на носочках, руки на поясе,

Великанами мы стали.                               спина прямая, тянемся вверх.

Бабочки летали,                                          Бег на месте, плавно махая руками.

Крыльями махали.       

Дружно хлопаем,                                       Хлопки в ладоши,

Ногами топаем.                                          притопы на месте.

Хорошо мы погуляли                                Дети присаживаются на свои места

И немножечко устали.                               и слушают пение птиц.

 

 Воспитатель.   Молодцы ребята! Садитесь на свои места.

Вы знаете, что такое природный символ? Природный символ – это уникальный  природный объект края ценный в экологическом, научном, историческом и культурном отношениях. Природными символами могут быть названы птица, млекопитающее, насекомое, рыба, пресмыкающееся, травянистое и древесное растение. Я предлагаю каждому из вас выбрать для себя в качестве природного символа одно из деревьев, которое вы увидели в течение нашего с вами путешествия по Кумысной поляне и нарисовать его на листе бумаге красками.

Воспитатель приглашает детей рассесться за  столы, на которых заранее приготовлены краски, кисточки, баночки с водой, листы бумаги, салфетки. Воспитатель оставляет перед детьми стенд с образцами увиденных деревьев во время воображаемой прогулке. Дети выполняют свои рисунки в красках. Во время работы с красками воспитатель следит, что бы дети рисовали аккуратно, не мешали друг другу и помогает тем, кому требуется помощь.

Воспитатель. Молодцы ребята. Вы хорошо потрудились. Давайте посмотрим, какие красивые у вас получились природные символы. Ребята, назовите мне, кто какой природный символ выбрал для себя? Почему?

Ответы детей: дуб, береза, сирень, пробковое дерево, рябина, клен.

Воспитатель. Ребята, природа нашего края разнообразна и богата. Мы должны беречь ее и любить. Тогда она будет радовать нас своими красотами! Вам понравилось наше путешествие по природным местам города Саратова (ответы детей). До следующей встречи, ребята. До свидания!

Используемая литература:

  1. http://www.saratovmer.ru/   
  2. http://ccrussia.org/kumysnaya_polyana.html
  3. http://nasledie.sgu.ru/
  4. Века и камни. Памятники архитектуры Саратовской области.

Терёхин С.О. 1990

  1. http://xn----etbdra6aacodma.xn--p1ai/saratov
Опубликовано: 13.05.2016