Обучение без границ

Конференция: Современный урок. Методика и практика

Автор: Резепкина Наталья Владимировна

Организация: ФКПОУ «Оренбургский государственный экономический колледж-интернат» Министерства труда и социальной защиты РФ

Населенный пункт: Оренбургская область, г.Оренбург

«Если мы будем учить сегодня так,

как мы учили вчера, мы украдём у детей завтра»[8]

Д.Дьюи

 

Проблема доступности образовательных услуг и создания безбарьерной образовательной среды для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в условиях инклюзивного образования в настоящее время является актуальной в работе каждого педагога.

Кто он, студент с ограниченными возможностями здоровья или инвалид? Это прежде всего человек, желающий получить специальность и работать, чтобы достойно жить и приносить пользу обществу. Конечно, для многих людей данной категории важным фактором является социализация в обществе. Как научиться жить в таком обществе, где живут здоровые люди и не потерять надежду на лучшее?

Первые мотивы и позывы к социализации закладываются в семье. Именно в семье ребенок учится справляться с трудностями, так как его сначала поддерживают родители, а затем учителя. Но позже наступает время самоопределения, выбора профессии и появляются новые задачи, с которыми порой очень трудно справится в одиночку. А, если к тому же ребенок сирота…

Современная экономическая ситуация в России предъявляет более жесткие требования к качеству профессионального образования, предоставляемого образовательными учреждениями. А инклюзивное образование сегодня с полным правом может считаться одним из приоритетных направлений государственной политики России в сфере образования. Переход к нему предопределен уже тем, что наша страна ратифицировала Конвенции ООН о правах ребенка и правах инвалидов.

Дети с ограниченными возможностями имеют право на особую заботу и образование, которые помогут им развиваться и вести полноценную и достойную жизнь. [2]

В Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» установлено, что «государство гарантирует инвалидам необходимые условия для получения образования и профессиональной подготовки».

Профессиональное образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья или инвалидностью осуществляется на основе образовательных программ, адаптированных для данной категории. [3]

Таким образом, образование сегодня развивается на новых методологических основаниях, которые в науке определены как новая гуманистическая парадигма. Поэтому в больше степени в пространстве образования необходимо для каждого студента создать такие условия, чтобы он стал целостным, полноценным субъектом своей жизни, своей деятельности, и, прежде всего, профессиональной, чтобы у него сформировались потребность, готовность и способность к продуктивному диалогу с социумом, способных решать многие проблемы, умеющих справляться с любыми жизненными трудностями. [4]

Для инвалидов, нуждающихся в специальных условиях для получения профессионального образования, создаются профессиональные образовательные учреждения различных типов. [3]

ФКПОУ «Оренбургский государственный экономический колледж-интернат» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации – специализированное профессиональное образовательное учреждение для детей-инвалидов. Решение задач

доступности образовательных услуг является основополагающим направлением в работе нашего колледжа. Использование цифровых образовательных ресурсов в работе с детьми-инвалидами является необходимым условием работы на занятиях и в дистанционном режиме.

В 2014-2015 учебном году в учреждении обучается 147 инвалидов с различными заболеваниями. Самыми распространенными являются заболевания центральной нервной системы (53 человека), нарушения опорно-двигательного аппарата (27 человек), эндокринной системы (26 человек), глазные заболевания (12 человек), сердечнососудистые (12 человек) и другие. Многие дети имеют несколько заболеваний, поэтому проходят длительное лечение, часто пропускают занятия и испытывают трудности в обучении.

Большую помощь в работе с такими детьми оказывают инновационные педагогические технологии, а именно – информационно-коммуникационные, предполагающие взаимосвязанную деятельность преподавателя с обучающимися в удобное для них время.

Использование таких форм работы на занятиях и в дистанционном режиме, помогает не только овладевать современными электронными образовательными ресурсами, которые объединяют в себе множество учебных и воспитательных задач, но и давать студенту возможность работать самостоятельно, узнать много нового, заниматься исследованием и встать на ступеньку выше в познании мира.

В своей педагогической деятельности я использую дистанционную работу как дистанционную поддержку для студентов, пропускающих занятия по состоянию здоровья.

Практическая значимость использования цифровых образовательных ресурсов позволяет:

* предъявлять учебный материал в систематизированном и структурированном виде;

* учитывать как ретроспективы, так и перспективы формируемых знаний, умений и навыков при организации каждой порции учебной информации;

* учитывать межпредметные связи изучаемого материала, соответствующие особенностям вида деятельности;

* формировать умения выбирать необходимый материал для самостоятельной работы;

* тщательно продумывать последовательность подачи учебного материала и обучающих воздействий, аргументировать каждый шаг по отношению к студентам;

* обеспечивать связь информации, предъявляемой цифровыми образовательными ресурсами, с практикой путем увязывания содержания и методики обучения с личным опытом студента, подбором примеров, создания содержательных моментов, предъявления заданий практического характера, экспериментов, моделей реальных процессов и явлений;

* формировать информационно-коммуникационные навыки;

* развивать творческие способности;

* формировать осознанное отношение студента к себе как личности.

Мною разработаны индивидуальные задания для подготовки к занятиям, размещённые на сайте http://nsportal.ru/rezepkina-natalya-vladimirovna, на котором имеются различные видео материалы с сети Интернет, дидактический материал (схемы, таблицы, глоссарий), методический материал (электронные учебники, курс лекций, задания для практической и самостоятельной работы студентов и т.д.).

Современные информационные цифровые образовательные ресурсы помогают сделать процесс обучения студентов более интересным и информационно насыщенным, а работу педагогов более комфортной и продуктивной, ведь образование должно развивать механизмы инновационной деятельности, находить творческие способы решения жизненно важных проблем, способствовать превращению творчества в норму и форму существования любого человека, а с ограниченными возможностями здоровья тем более.

Работая по проблеме использования информационно-коммуникативных технологий легко проследить также процесс комфортности учащихся, используя рефлексию через сеть Интернет. Мною разработаны онлайн опросы «Рефлексия» (о работе с цифровыми образовательными ресурсами) http://onlinetestpad.com/ruru/Survey/Refleksiya-opros-po-rabote-s-COR-934/Default.aspx и http://www.anketer.ru/vote/pJTKHXcxwY/, которые дают возможность скорректировать работу по созданию благоприятной и безбарьерной среды для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

В дистанционном режиме можно использовать вебквест по разным дисциплинам и темам - http://zunal.com/webquest.php?w=248223, ведь образование должно развивать механизмы инновационной деятельности, находить творческие способы решения жизненно важных проблем, способствовать превращению творчества в норму и форму существования любого человека, а с ограниченными возможностями здоровья тем более.

Такой подход в работе определяет не только образовательную траекторию обучающегося, но и программу его жизнедеятельности в целом, позволяет ему овладевать социальным опытом, умению учиться, осознавать важность образования и самообразования для жизни и деятельности, применять полученные знания на практике.

Необходимо повсеместно обеспечить равный доступ молодых людей к полноценному качественному образованию в соответствии с их интересами и склонностями, независимо от материального достатка семьи, места проживания, национальной принадлежности и состояния здоровья.

Каждый день, переступая порог колледжа, я задаю сама себе вопрос – чему сегодня научатся мои студенты, какими они станут специалистами, что почерпнут они от общения со мной?

Задача педагогов при работе с такими детьми – помочь им стать порядочными и счастливыми людьми, чтобы в их сердцах навсегда поселилась надежда только на лучшее по приобретению социального опыта, умения и готовности жить в новом, быстро меняющемся мире.

Список литературы

1. Конвенция о правах ребенка//Сборник международных договоров СССР, выпуск XLVI, 1993

2. Конвенция о правах инвалидов//Бюллетень международных договоров. 2013. N 7. С. 45 - 67.

3. "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации": Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 21.07.2014, с изм. от 06.04.2015)//Собрание законодательства РФ, 27.11.1995, N 48, ст. 4563.

4. Алексеева Л.П., Шаблыгина Н.С., Кухтина И.Г. Анализ состояния подготовки к педагогической деятельности преподавателей технических вузов. М.: НИИВО, 1995. - с. 8.

5. Симоненко В.Д. Общая и профессиональная педагогика. – М.: Вентана-граф, 2006.-с.24 6. http://lib2.podelise.ru/docs/71176/index-6679.html 7. http://murzim.ru/nauka/pedagogika/26316-harakteristika-sovremennoy-sistemy-professionalnogo-obrazovaniya-ego-mesto-v-sisteme-nepreryvnogo-obrazovaniya.html 8. http://schiuz58.mskobr.ru/files/sovremennyy_urok.pdf

Опубликовано: 24.05.2015