Сказки как средство развития связной речи старших дошкольников

Конференция: Воспитательно-образовательная деятельность в детском саду

Автор: Даньшина Ася Георгиевна

Организация: МБДОУ Ярсалинский детский сад «Солнышко»

Населенный пункт: Ямало-Ненецкий автономный округ, Ямальский район, с.Яр-Сале

Для ребенка хорошая связная речь – залог успешного обучения грамоте и развития. Известно, что дети с плохо развитой связной речью нередко оказываются неуспевающими по разным предметам. На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь детей дошкольного возраста – явление весьма редкое. Таким образом, одной из приоритетных направлений дошкольного образования является речевое развитие.

Важнейшим источником и средством развития всех сторон речи детей и уникальным средством воспитания являются сказки. Дети очень любят слушать сказки. Сказка устно создавалась и устно передавалась из поколения в поколение. Она зарождалась на основе непосредственной импровизации, создатели и хранители сказок были самобытными народными златоустами. В ней установилась своеобразная, оптимально удобная для запоминания и воспроизведения композиция с ее приступами, концовками и троекратными повторами, ставшая для многих сказок традиционной. В сказке утвердилась и особая произносительная культура устной речи с ее ритмическими, рифмованными выражениями, проявляющимися в присказках, присловиях, прибаутках, крылатых выражениях и поучительных изречениях.

Роль  сказок в воспитании правильной устной речи велика. Они расширяют словарный запас, помогают правильно строить диалоги, влияют на развитие связной, логичной речи.  Это, во-первых, умение задавать вопросы, так как, по мнению авторитетных отечественных и зарубежных психологов (А. Запорожец, Л. Венгер, А. Фромм, Д. Добсон и др.), умение в контексте разумно сформулировать вопрос является одним из показателей успешного развития дошкольников.  Большое значение имеет конструирование слов, словосочетаний и предложений. Вместе с детьми можно придумать несколько однокоренных слов (лес - лесок, лесовичок);  срифмовать два слова (кузнец - удалец), а затем  перейти к рифмованной цепочке и двустишиям как предвестникам словотворчества; составить достаточно длинное, распространенное предложение в игре «От каждого - по словечку» - «Колобок» - «Колобок катится» - «Колобок катится по дорожке» - «Колобок катится по зеленой дорожке» и т.д.

Важным, по мнению Л.Б Фесюковой, является воспитание чуткости к слову. Формированию такого чутья будут способствовать следующие приемы в работе со сказками:

- найти ласковые, красивые, сказочные, грустные слова;

- сочинить длинное и в то же самое время смешное слово (к примеру, о лисе - «длиннохвостая», «пушистохвостая»);

- разобрать слова с одинаковым написанием, но в различных по смыслу значениях. Этому способствует правильное ударение (мука - мука), а порой различный контекст (собачий хвост - собачий характер);

- объяснить этимологию слова (то есть его происхождение). В сказках присутствует множество слов, этимология которых лежит на поверхности (закоулочки…);

- произнести без гласных звуков какое-либо слово и предложить ребенку узнать его. Например, попробуйте так сказать слово «принцесса».

Не менее важна взаимосвязь речевой и умственной деятельности. В этой связи предлагаются задания типа «Определите лишнее слово». Ребенок должен по принципу системного подхода обобщить и отобрать нужное (только домашних животных или только диких). К примеру, из ряда слов: лиса, заяц, избушка, собака, петух - дошкольник определяет как лишнее слово «избушка». Любая систематизация по обобщенным признакам формирует логическое мышление.

Сказку можно сделать средством развития и творческих способностей путем пробуждения воображения и фантазии детей. Авторы теории изобретательских задач (Г. Альтшуллер, М. Шустерман и др.) предлагают подойти к использованию сказочного материала нетрадиционно. Нетрадиционно - это значит, научить детей оригинально, непривычно, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один и т.д. Например, метод «Сказка продолжается» полезен и интересен тем, что можно, изменяя конец сказки, направить внимание ребенка в нужное педагогическое русло, развивать воображение ребенка, ломая установившиеся стереотипы. Можно поразмыслить с детьми: репку вытащили, а как ее делили - кто им мешал при этом, кто больше всего потрудился для этого; Колобка съела лиса - а может быть, Колобок в животе у лисы с помощью волшебных слов превратился в великана и стал мешать лисе; что сделали спасатели Красной Шапочки и бабушки со злодеем волком; а как живут Золушка и принц, поженившись, - может, им опять мешает мачеха с ее дочерьми; а коза и семеро козлят, возможно, построили себе неприступную крепость, неприступную даже для волка. Или «Изменение ситуации в знакомых сказках»: в очередной раз рассказывая детям знакомую сказку, договориться что-то в ней изменить. К примеру, «Гуси-лебеди» - На пути девочки встречается серый волк; «Волк и семеро козлят» - Волку мешает медведь, который зовет его на свой день рождения.

Д. Родари предлагает всем взрослым еще один очень интересный и увлекательный метод - перевирание сказки. Конечно, сказка должна быть знакома детям и любима ими. В качестве примера талантливый сказочник приводит перевирание сказки «Красная Шапочка»: «Жила-была девочка, которую звали Желтая Шапочка», - начинаете вы свой рассказ. «Нет, нет, не Желтая, а Красная», - спешит поправить вас ребенок. «Да-да, я забыла, конечно, Красная… Так вот, отправилась Красная Шапочка в гости к тете». - «Нет, не к тете, а к бабушке! Ты опять все перепутал(а)», - сердится ваш слушатель. Ему, конечно, очень хочется, чтобы любимая сказка была рассказана как раньше. В то же самое время дети охотно принимают правила новой игры. Разве это не замечательно для дошкольников! И малыши просят маму еще раз рассказать смешную, веселую сказку (так трактуют дети 5 и более лет). Сама уже их трактовка подтверждает правильность избранного пути.

Перевирание сказки воспитывает чувство юмора, лукавство, понимание иронии, исходящей от близких. Кроме того, условия такого подхода к известным сказкам ставят ребенка в активную позицию, заставляют сосредоточиваться, исправлять запрограммированные ошибки взрослых. Нужно только разумно переврать сказку, меняя существенное в героях, действиях. Вот еще один пример перевирания сказки «Колобок»: «Катится, катится колобок, а навстречу ему тигр (нет, не тигр, а заяц и т.д.)…». Важно во время демонстрации этого метода быть по возможности актером - удивиться своей забывчивости с помощью тона, мимики, жестов, а также восхититься находчивостью и памятливостью своих детей.

Метод  «Сказки, но по-новому» помогает по-новому взглянуть на знакомые сюжеты. Разве не привыкают дети к тому, что Колобок - добрый, лиса - хитрая, волк - злой, Золушка и Крошечка-Хаврошечка - трудолюбивые, скромные. Привычные, любимые образы, много раз слышанные и виденные детьми, уже с детства формируют стереотипы. И как полезно и нужно бывает их ломать. Предположим, семеро козлят становятся злыми и капризными, убегают в лес, а добрый волк помогает козе их найти. Падчерица становится ленивой и капризной, а мачеха заботливой и трудолюбивой. Лиса перерождается в послушную и скромную, а зайчик становится хитрым и злым.

Метод «Сказки с новым концом» помогает придумать свои варианты окончаний к знакомым, логически и завершенным сказкам:

Традиционная: «Три медведя». Маша убежала от медведей.

Возможные: Маша помирилась с медведями…

Традиционная: «Петушок и бобовое зернышко». Конечно, петушку помогли…

Возможные: Петушок сам себе помог…

Традиционная: «Репка». Вытянули репку.

Возможные: Вытянули не репку, а… клад…

Метод «Из сказки убежали все глаголы или существительные» Несколько  примеров: Убежали все части речи, кроме глаголов (сказка «Рукавичка»): Шел, бежала, бежит, залезла жить, скачет, спрашивает. Остались только существительные (та же сказка «Рукавичка»): Дед,  лесом, собачка, дед.

Используя метод «Каталога», можно включить детей в творческое сочинительство. С  помощью наугад выбранных носителей (из мешочка) можно построить связный текст сказочного содержания.  Для этого им помогут наводящие вопросы:

-жил-был кто?

- он дружил с кем?

- пошли они путешествовать и встретили кого-то злого (описать)

- что стали делать?

-чем закончилась?

Таким образом, сказки обеспечивают высокую эффективность в работе по развитию связной речи детей, поскольку раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Присущая необычайная простота, яркость, образность, особенность повторно воспроизводить одни и те же речевые формы и образы заставляют выдвигать сказки как фактор развития связной речи детей первенствующего значения.

Список используемой литературы:

Алексеева, М.М. Речевое развитие дошкольников. - М.: изд. центр «Академия», 1999. – 158с.

 Развитие речи у детей дошкольного возраста / Под ред. Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение, 2001.

Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. - М: Фолио, 2000, 464 с.

Опубликовано: 25.03.2016