Использование проектного метода обучения на уроках в условиях введения ФГОС

Конференция: Современный урок. Методика и практика

Автор: Прокофьева Наталья Викторовна

Организация: МБОУ «Спеховская СОШ»

Населенный пункт: Тверская область, Бологовский район, п. Куженкино

«Знание только тогда знание,

 когда оно обретено усилиями своей мысли,

 а не памятью»

Л.Н.Толстого

 

Еще недавно конечной целью школьного образования был выпускник, овладевший знаниями в пределах программы. Современные психологи заявляют о необходимости формирования способностей у школьников, делая акцент на самообразование и самоконтроль.

С 2013-2014 учебного года в школах началось внедрение Федерального Государственного Образовательного Стандарта (ФГОС). Особенность ФГОС общего образования — их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика, овладение ключевыми компетентностями и формирование универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия — это совокупность различных способов действий учеников, обеспечивающих способность самостоятельного усвоения новых знаний и умений.

  Поставленная задача требует внедрение в современную школу системно-деятельностного подхода к организации образовательного процесса, который связан с принципиальными изменениями деятельности учителя. Современный школьник  должен не просто слушать и запоминать информацию учителя, он должен сам научиться выбирать свой уровень сложности заданий, ставить цели, находить необходимый материал. Именно такие возможности дает урок в условиях ФГОС.

  Перед учителем возникает проблема — превратить традиционное обучение, направленное на накопление знаний, умений, навыков, в процесс развития личности ребенка. Уход от традиционного урока через использование в процессе обучения новых технологий позволяет устранить однообразие образовательной среды  и  учебного процесса, создать условия для смены видов деятельности обучающихся и реализации принципа здоровьесбережения. Выбор

технологии зависит от предметного содержания, целей урока, уровня подготовленности обучающихся, возможностей удовлетворения их образовательных запросов, возрастных особенностей.

  Современный урок в условиях ФГОС — это урок, воспитывающий творческую личность, владеющую коммуникативными, информационными умениями, которая готова к продолжению образования, действительно хочет учиться и знает, что сможет применить полученные знания в будущем. Если занятия в прошлом начинались с постановки задач учителем, то теперь учащиеся должны делать это сами. С первых минут урока ребята учатся формулировать цели, выражать свои мысли. На этапе изучения нового материала учащиеся знакомятся с новой информацией, ищут ответы, способы решения, объединяются для этого в группы. Выполняя задания или отвечая у доски, ребята оценивают как самих себя, так и ответы одноклассников, делают это объективно, самокритично. В конце урока учащиеся подводят итоги, делятся тем, что узнали, чему научились. Происходит развитие познавательных, личностных, регулятивных, коммуникативных универсальных учебных действий (УУД).

  Заинтересовать учеников и активизировать их деятельность можно при комплексном подходе к применению педагогических технологий, моделирую их по принципу совместимости и взаимодополняемости. Для роста мотивации к обучению математики и формирования ключевых УУД в своей деятельности я применяю метод проектов

Проектно-исследовательская деятельность – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых путем самообразования. Метод дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе. Дети учатся мыслить и применять знания, принимать решения, планировать действия, эффективно сотрудничать, быть открытыми для новых контактов.

 

Метод проектов большей частью ориентирован на самостоятельную дея­тельность учащихся — индивидуальную, парную, групповую, кото­рую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, исполь­зование разнообразных методов, средств обучения, а с другой - интегрирование знаний, умений из различных областей науки, тех­ники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть

«осязаемыми», т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая — конк­ретный результат, готовый к внедрению.

Основные требования к использованию метода проектов:

  • Наличие значимой в исследовательском, творческом плане про­блемы или задачи, требующей интегрированного знания, ис­следовательского поиска для ее решения (например, исследо­вание демографической проблемы в разных регионах мира; создание серии репортажей из разных концов земного шара по одной проблеме (проблема влияния кислотных дождей на окружающую среду).
  • Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (например, передача доклада в соответствующие службы о демографическом состоянии реги­она, факторах, влияющих на это состояние, тенденциях, про­слеживающихся в развитии изучаемой проблемы; совместный выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий; охрана леса в разных местностях, план мероприятий, пр.). Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) дея­тельность учащихся.
  • Структурирование содержательной части проекта (с указани­ем поэтапных результатов).

 

  • Целенаправленность и систематичность. Работа по развитию исследовательских умений должна проходить в классе постоянно как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Учитель должен использовать материал уроков чтения, риторики, русского языка с целью формирования умений исследовательской деятельности, постоянно использовать исследовательский метод в преподавании тем;

 

  • Мотивированность. Необходимо помогать учащимся видеть смысл их творческой исследовательской деятельности, видеть в этом возможность реализации собственных талантов и возможностей, способ саморазвития и самосовершенствования;
  • Творческая среда. Учитель должен способствовать созданию творческой, раб чей атмосферы, поддерживать интерес к исследовательской работе;

 

Психологический комфорт. Одна из задач учителя -

  • поощрять творческие про явления учащихся, стремление к творческому поиску. Важно, чтобы они не боялись допустить ошибку, воздерживаться от негативных оценок. Задача учителя - не подавлять желания, порывы, творческие идеи учащихся, а поддерживать и направлять их;

 

  • Учет возрастных особенностей. Так как речь идет об учащихся  разного школьного возраста, вопрос об учете их психологических особенностей очень важен. Обучение исследовательским умениям должно осуществляться на доступном для детского восприятия уровне, само исследование быть посильным, интересным и полезным;
  • Использование исследовательских методов: определение про­блемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования, офор­мление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы (использование в ходе совместного исследования метода «мозговой атаки», «круглого стола», статистических методов, творческих отче­тов, просмотров).

 

Принято различать теоретические методы исследования и эмпирические методы.

К теоретическим методам исследования относятся: анализ литературы, статистическая обработка данных, математическое моделирование…

Анализ литературы - важнейший элемент исследовательской работы, поскольку он позволяет понять состояние дел, познакомиться с ре зультатами ранее проведённых исследований и уточнить задачи научного поиска, выявив «недоисследованные» места, белые пятна в име ющихся знаниях.

Эмпирические методы включают наблюдение, анкетирование, интервьюирование, опыт, эксперимент.

Выбор методов для конкретного исследования определяется характером объекта и предмета исследований, гипотезой, если она сформулирована или подразумевается.

Овладение достаточно широким арсеналом методов исследования - одно из стержневых направлений работы современной школы; при грамотной его организации оно начинается ещё с дошкольной поры, а завершается в индивидуализированном профильном обучении.

Отличительной чертой метода проектов является - перевод обучающегося в режим саморазвития.

Организованный учебный процесс все в большей сте­пени превращается в процесс самообучения: обучаемый сам выби­рает образовательную траекторию в детально разработанной и уме­ло организованной учебной среде. Работая в составе мини-бригады  или индивидуально по созданию курсового проекта, обучающийся не только приобрета­ет опыт социального взаимодействия в творческом коллективе еди­номышленников, но и использует полученные знания в своей дея­тельности, присвоив их, обозначив тем самым свое становление субъектом познания, развивая в совокупности все сто­роны личностного «Я» в конкретной деятельности.

Такая форма организации обучения позволяет повысить эффек­тивность обучения. Она обеспечивает систему действенных обрат­ных связей, что способствует развитию личности, самореализации не только обучающихся, но и педагогов, принимающих участие в разработке курсового проекта.

 

Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся:

  • самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
  • учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; развивают и совершенствуют учебные умения и навыки;
  • приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
  • развивают у себя исследовательские умения (умения выявле­ния проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эк­сперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);
  • развивают системное мышление;
  • получают возможность для самовыражения, самореализации, повышают свою самооценку, получают возможность почувствовать собственную значимость через реализацию своего творческого и интеллектуального потенциала при разработке выбранной темы исследования;
  • совершенствуют навыки работы с телекоммуникационными технологиями, учатся  ориентироваться в информационном пространстве.

Цель проектного обучения с точки зрения учителя:

  • дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путём решения задач, вытекающих из этой проблемы;
  • задание для учащихся, сформулированное в виде проблемы;
  •  их целенаправленная деятельность;
  •  форма организации взаимодействия учащихся с учителем и учащихся между собой;
  •  результат деятельности как найденный ими способ решения проблемы проекта.

 

Современная классификация учебных проектов.

Проект может быть групповым и персональным. Каждый из них имеет свои неоспоримые достоинства.

Современная классификация учебных проектов сделана на осно­ве доминирующей (преобладающей) деятельности учащихся:

  • практико-ориентированный проект (от учебного пособия до пакета рекомендаций по восстановлению экономики страны);
  • исследовательский проект - исследование какой-либо про­блемы по всем правилам научного исследования;
  • информационный проект — сбор и обработка информации по значимой проблеме с целью ее презентации широкой аудито­рии (статья в СМИ, информация в сети Интернет);
  • творческий проект — максимально свободный авторский под­ход в решении проблемы. Продукт — альманахи, видеофиль­мы, театрализации, произведения изо или декоративно-при­кладного искусства и т.п.
  • ролевой проект — литературные, исторические и т.п. дело­вые ролевые игры, результат которых остается открытым до самого конца.

Возможна классификация проектов по:

• тематическим областям;

• масштабам деятельности;

• срокам реализации;

• количеству исполнителей;

• важности результатов.

Но независимо от типа проекта, все они:

• в определенной степени неповторимы и уникальны;

• направлены на достижение конкретных целей;

• ограничены во времени;

• предполагают координированное выполнение взаимосвязанных действий.

По комплексности проекты могут быть монопроектами и межпред­метными.

Монопроекты реализуются в рамках одного учебного предмета или одной области знания.

Межпредметные — выполняются во внеурочное время под руко­водством специалистов из разных областей знания.

По характеру контактов проекты бывают — внутриклассными, внутришкольными, региональными и международными. Два после­дних, как правило, реализуются как телекоммуникационные проек­ты, с использованием возможностей Интернета и средств современ­ных компьютерных технологий.

По продолжительности различают:

  • мини - проекты — укладываются в один урок или даже его часть;

Технология применения состоит в следующем: класс делится на группы, каждая из них получает индивидуальное задание на карточке, в результате работы с текстом учебника, дополнительным материалом, источниками разных вдов, учащиеся должны ответить на поставленные вопросы, составить план ответа и представить его другим группам. В результате  раскрываются цели урока. В итоге происходит закрепление материала.

  • краткосрочные — на 4-6 уроков;
  • недельные, требующие 30-40 часов; предполагается сочета­ние классных и внеклассных форм работы; глубокое погружение в проект делает проектную неделю оптимальной фор­мой организации проектной работы;

• долгосрочные (годичные) проекты как индивидуальные, так и групповые; выполняются, как правило, во внеурочное время.

Виды презентации проектов:

 

- научный доклад;

- деловая игра;

- де­монстрация видеофильма;

- экскурсия;

- научная кон­ференция;

- инсценировка;

- театрализация;

- игры с залом;

- защита на Ученом Совете;

- спектакль;

- путешествие;

- реклама;

- пресс-кон­ференция…

 

Критерии оценки проекта должны быть понятны, их должно быть не более 7-10. Оцениваться, прежде всего, должно качество работы в целом, а не только презентация.

Позиция учителя: энтузиаст, специалист, консультант, руково­дитель, «человек, задающий вопросы»; координатор,

эксперт; пози­ция учителя должна быть скрытой, дающей простор самостоятель­ности учащихся.

Если задачей педагога является обучение проектированию, то в работе по методу учебных проектов упор нужно сделать не на том, что получилось в результате совместных усилий ученика и учителя, а на том, каким путем был достигнут результат.

Работа по проекту предполагает несколько этапов.

На первом, организационно-подготовительном этапе определяется тема проекта, отбираются необходимые источники информации, составляется своеобразная маршрутная карта реализации проекта. На этом же этапе формируется творческая группа, определяемая по принципу интереса к проблеме.

На втором, аналитическом этапе выстраивается образ индивидуальной организации исследовательской работы на основе анализа и творческой переработки полученной информации.

На третьем , практическом этапе, осуществляется сбор, анализ, обобщение информации из различных источников и идет оформление результатов деятельности. Фиксация результатов этой работы может осуществляться в различных формах (компьютерная обработка данных, видеосъемка, разработка самостоятельных сценариев театрализованных форм и т.п.).

На четвертом, презентационном этапе осуществляется защита проекта в форме, соответствующей содержанию проекта (постановка спектакля, презентация видеофильма, мультимедиа-шоу, проведение экскурсии и т.д.).

На пятом, контрольном, оценочном этапе происходит экспертная оценка проекта и самооценка проектной деятельности. Очень значимым является разработка критериев проектной деятельности учащихся. Она может варьироваться, в зависимости от типа проекта и возраста учащихся.

Осуществляемый при этом рефлексивный самоанализ не менее значим, чем приобретение детьми конкретных знаний и умений, требуемых учебным планом.

 

Каковы преимущества метода проектов:

 

  • учащиеся видят перед собой конечный результат – вещь, которую они сделали своими руками;
  • ведение уроков методом творческих проектов позволяет выявить и развить творческие возможности и способности учащихся, научить решать новые, нетиповые задачи, выявить деловые качества;

профессиональное самоопределение, именно при

  • выполнении творческого проекта учащиеся задумываются над вопросами: на что я способен, где применить свои знания?
  • при выборе темы проекта учитываются индивидуальные способности учащихся: сильным – сложные, слабым – по их реальным возможностям;
  • обучение проектным методом развивает социальный аспект личности учащегося за счёт включения его в различные виды деятельности в реальных социальных и производственных отношениях,

 

Вот обзор некоторых проектов, которые были проведены мной вместе с детьми в нашей школе:

  1. Проект:  «Освобождение г. Калинина от фашистских захватчиков»

Тип проекта : информационный, групповой, сроком на 1 месяц;

Цели проекта:

  • собрать информацию об исторических событиях;
  • сформировать умения систематизировать, анализировать историческую информацию, самостоятельно интерпретировать события, искать и отбирать наиболее значимые источники информации;
  • повысить мотивацию к обучению;
  • содействовать патриотическому воспитанию учащихся, развитию коммуникативных умений и навыков;
  • развивать творческие способности у учащихся.

Практический результат: создание музыкально- литературно – исторического устного журнала с презентацией Power Point, викторины.

  1. Проект: «Святые благоверные Михаил Ярославич Тверской и Анна Кашинская».

Тип проекта:  информационный, парный, сроком 2 недели.

Цели проекта:

  • сбор и обработка информации по теме;
  • развитие как общеучебных умений и навыков, так и предметных: умение и навыки выделять основные понятия и идеи, работать с историческими монографиями;
  • развитие интереса к истории родного края.
  • Практический результат:  подготовка выступления с презентацией Power Point.

    3. Проект:  « Из истории государственной символики России. Герб. Гимн. Флаг».

    Тип проекта:  информационный, групповой, сроком 1 месяц.

    Цели проекта:

  • сбор и обработка информации по теме;
  • развивать умение работать и собирать информацию из разных источников;
  • содействовать патриотическому воспитанию, интереса к истории Родины;
  • развивать умение выступать на публики.
  • Практический результат:  письменный отчёт и выступление с презентацией Power Point.

    4. Проект: « Из истории космонавтики».

    Тип проекта:    информационный, групповой, сроком 1 месяц.         

    Цели проекта:

  • сбор и обработка информации по теме;
  • сформировать умения систематизировать, анализировать информацию, самостоятельно интерпретировать события, искать и отбирать наиболее значимые источники информации;
  • повысить интерес к истории;
  • развивать умение выступать на публики.
  • Практический результат:  доклад, выступление  с презентацией Power Point, викторина для 5 – 9 классов.

    5. Проект «Моя родословная».

    Тип проекта:    исследовательский, индивидуальный, сроком 1 месяц.         

    Цели проекта:

  • формирование представлений о себе, своих родителях, бабушках и дедушках как о наследниках предшествующих поколений, имеющих тесную духовную и кровную связь;
  • знакомство с новыми фактами из истории семьи;
  • обучение составлению родословного древа или таблицы.
  • Практический  результат: составить собственное

    генеалогическое древо

     

    Анализируя собственную работу над проектно- исследовательской деятельностью   и работу в других школах, хочется выделить в качестве перспективных следующие направления развития  проектной деятельности.

     

    Во-первых, необходимо усилить исследовательский элемент в проектных работах учащихся;

    Во-вторых,  включать в проектные работы там, где это уместно, социальные акции, в том числе благотворительные;

    В- третьих, усилить, по возможности, практическую значимость  проектов и их познавательную ценность;

    В четвертых, создать школьную  ежегодную научно –практическую конференцию, где учащиеся могли бы представлять свои работы, и привлекать к проектной деятельности  других учителей предметников и учеников с1 по 9 классы.

     

    Творческая научная деятельность учащихся способствует достижению одной из главных целей современной школы - воспитанию творческой, способной к саморазвитию личности ученика. Думаю, такая работа должна стать обязательным элементом учебного процесса в каждом образовательном учреждении.

    Литература:

    1.Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе.- М.: АРКТИ, 2006.

    2.Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология.- М.: Народное образование, 2001.

    3.Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. //Народное образование, № 7, 2000, с 151-157

    4.Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. Пособие для студентов педвузов и системы повышения квалификации пед. кадров /Е.С. Полат, М.Ю.Бухаркина, М.В.Моисеева, А.Е. Петров; Под ред. Е.С.Полат. - М.: Академия, 1999.
Опубликовано: 19.03.2016