Элементы комплексного анализа текста как форма подготовки к итоговой аттестации на уроках русского языка в условиях реализации ФГОС второго поколения

Конференция: Современный урок. Методика и практика

Автор: Лебедева Екатерина Владимировна

Организация: МБОУ Гимназия № 2

Населенный пункт: Тверская область, г. Вышний Волочек

Модернизацию современного общества, без которой невозможно его дальнейшее развитие, могут осуществить только творческие, свободно мыслящие, всесторонне развитые, компетентные личности. Именно на формирование таких граждан направлена современная школа, школа развития,в основу которой положены  новые стандарты обучения. Любой педагог, работающий в школе, должен четко понимать, что вся его деятельность должна быть направлена на развитие личности ребенка как субъекта собственного образования и развития. Только успешная, компетентная личность может эффективно решать задачи,

стоящие перед человеком в  современном обществе. Одной из главных компетенций является языковая, над формированием которой я и работаю как учитель русского языка и литературы.  С самого начала  педагогической деятельности я обратила внимание  на то, что  процесс формирования языковой компетенции проходит более успешно, если учащийся уверен в собственных знаниях, чувствует себя компетентным. Но как достичь этого? Безусловно, современные педагогические технологии проблемного обучения, личностно-ориентированного, развивающего, индивидуального обучения, ИКТ предоставляют учителя массу возможностей для формирования ситуации успеха для каждого на уроке. Однако со временем я убедилась, что, чувствуя себя успешным на уроке, учащиеся пасуют перед экзаменом, чувствуют психологический дискомфорт, неуверенность, страх перед экзаменом. Достаточно часто сталкивалась с ситуацией, когда хорошо успевающий ученик писал экзамен на балл ниже годовой оценки. Такова исходная ситуация. Как же сделать так, чтобы учащиеся успешно применяли полученные знания не только на уроках, но и на экзамене-вот проблема, которую я попыталась разрешить в своей педагогической деятельности.    В чем же причины ее возникновения?

Во-первых, это введение новых форм аттестации, ОГЭ и ЕГЭ. Дело в том, что процесс выполнения заданий ограничен по времени, на уроке ученик редко находится в ситуации цейтнота, поэтому мало кто обладает навыками эффективных мыслительных действий. Многие учащиеся теряются именно от того, что задания приходится выполнять практически «на время». Во-вторых, ни один из современных УМК по русскому языку не предоставляет достаточного дидактического материала, который готовит учащихся к тестовой форме итоговой аттестации. Учитель все равно вынужден готовить дополнительные материалы или пользоваться сборниками тестов, иногда весьма сомнительных по качеству, если не хочет, чтобы его учащиеся увидели тесты впервые на самом экзамене. В-третьих,  для тех, кто работал в школе, не секрет, что нам, учителям, урока всегда мало, сколько бы он ни длился. Количество часов, отведенных на изучение русского языка, гораздо меньше, чем для изучения иностранного языка, например. Необходимо успеть выполнить государственную программу, особых уроков для знакомства с тестами и с вариантами ОГЭ и ЕГЭ не предусмотрено.

Проблема успешной подготовки учащихся к сдаче ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку актуальна для каждого учителя-практика по многим причинам. Двумя самыми главными из них, с моей точки зрения, являются следующие. В-первых, по результатам итоговой аттестации судят о качестве образования, предоставляемого в данном общеобразовательном учреждении, судят ученики, их родители, государство, общество в целом. В-вторых, сами учащиеся отмечают, что для них не важны оценки в году или в аттестате, о своей успешности они судят по оценкам как раз за итоговую аттестацию.

Таким образом, главной целью моей педагогической деятельности является решение противоречия между необходимостью подготовить учащихся к сдаче ГИА и ЕГЭ и отсутствием в учебниках русского языка упражнений, позволяющих сформировать и закрепить мыслительные алгоритмы, овладение которыми необходимо для успешного решения тестов  с одной стороны, отсутствием на уроке возможностей у учителя

уделить достаточно внимания подготовке к экзамену в новой форме с другой стороны.

Для ее достижения необходимо решить ряд задач:

1)проанализировать методику преподавания русского языка с точки зрения выявления наиболее эффективных способов подготовки к экзаменам, удовлетворяющих условиям и формам ОГЭ и ЕГЭ;

2)выбрать  инновационную образовательную технологию,  актуальную  для решения сформулированных проблем;

3)проверить эффективность выбранной технологии на практике.

            Изучив методическую литературу, ознакомившись с опытом коллег, я пришла к выводу о том, что одной из самых эффективных методик подготовки учащихся к экзамену является комплексный анализ текста. Общепринятой является мысль о том, что комплексная работа с текстом является одним из оптимальных способов работы с текстом на уроке, поскольку позволяет развивать у учащихся ключевые предметные компетенции, соответствует новым ФГОС по русскому языку, так как воплощает деятельностный подход, превращая каждого ученика в исследователя и «открывателя» языковых явлений. Особенно эффективным представляется использование данной методики  в свете новых ФГОС, в основе которых лежат понятия «компетенции» и «компетентности».

Понятие компетенции применительно к теории языка было введено в научный обиход в 60-х годах ХХ века  американским лингвистом и философом языка Н.М.Хомским, который предпринял одну из первых попыток определения понятия «владение языком». Ученый в своей работе «Аспекты теории синтаксиса» писал, что необходимо провести четкую границу между компетенцией (знанием своего языка) и употреблением, то есть реальным использованием языка в конкретных ситуациях. Автор обращал внимание читателей на то, что в действительности речь может очень сильно быть противопоставленной языку. Раскрытию понятий компетентности, компетенций и компетентностного подхода посвящены работы В.А.Болотова, И.А. Зимней, Д.А. Иванова, Т.М. Ковалевой, Дж. Равена, О.В. Соколовой, А.В. Хуторского, Т.И.Шамовой, П.Г. Щедровицкого, Б.Д. Эльконина и др.

     В 1960-1970 гг. в научных трудах  ученых-лингвистов был поднят вопрос о  разграничении  понятий «компетентность» и «компетенция». На современном этапе исследователи компетентностного подхода в образовании придерживаются следующего  понимания терминов «компетенция» и «компетентность».  

       Компетенция – совокупность знаний, умений, навыков и способов деятельности, которые формируются у учащихся в процессе обучения и служат средством достижения цели образования – формирования компетентности.

       Компетентность определяется как способность к какой-либо деятельности, сформированная на основе полученных знаний, умений, навыков и способов деятельности для решения теоретических и практических задач.

      В связи со снижением уровня речевой культуры в России в новом образовательном стандарте особое внимание уделяется формированию языковой компетенции обучающихся.

     Термин “языковая компетенция” активно используется в современной науке.

     Под «языковой компетенцией» мы будем понимать, согласившись с определением Е.А. Быстровой, способ­ность учащихся употреблять слова, их формы, синтаксические структуры в со­ответствии с нормами литературного языка, использовать его синонимичес­кие средства;  владе­ние богатством языка как условие ус­пешной речевой деятельности.

    Нельзя не согласиться с точкой зрения Е.Д.Божович, высказанной в работе «Учителю о языковой компетенции школьников: психолого-педагогические аспекты языкового образования, согласно которой на современном этапе представляется необходимым формирование языковой компетенции школьников на основе соблюдения следующей иерархии целей:

1) коммуникативная деятельность;

2) текстовые действия;

3) языковые операции.

      Это даёт возможность на деле представить ребенку всю систему языка в целом и обеспечить взаимодействие данных речевого опыта и теоретических знаний о языке в структуре языкового сознания учащегося.

       Комплексная работа с текстом на уроках русского языка позволяет одновременно решать обучающие, развивающие, воспитательные задачи. Традиционно она  включает в себя элементы лингвистического, литературоведческого анализа, а также речеведческий разбор, объяснение орфограмм, знаков препинания, выполнение всех видов разбора и предоставляет большие возможности для формирования языковой компетенции.

      Методологическую основу моей работы  составили положения в трудах отечественных педагогов (К.Д.Ушинского, В.А.Сухомлинского), психологов (Л.С.Выготского, В.В.Давыдова, Д.Б.Эльконина, Е.Д.Божович), рассматривающих проблему развития учащихся в процессе обучения, а также  методистов (А.Д.Дейкиной, Т.М.Пахновой, Т.И.Чижовой, Т.А.Ладыженской, В.В.Бабайцевой, М.Т.Баранова), которые в своих трудах много внимания уделяют проблеме использования КАТ в процессе преподавания русского языка в школе.

       Понятие языковой личности находит отражение в психолого-педагогической литературе, трудах  Ф.И.Буслаева, который  указывал на нерасторжимое единство родного языка с личностью ученика,  Л.И.Бердниковой,  Ю.Н.Караулова  и многих других исследователей. Л.И.Бердникова определила формирование языковой личности как основную цель обучения русскому языку. Содержание работы, направленной на патриотическое воспитание учащихся, и основные методические пути его раскрытия рассмотрены М.Т. Барановым, Г.К. Лидман-Орловой, Е.И. Ильиной, Т.А. Ладыженской, которые считают, что в системе формирования патриотического чувства учащихся большое значение имеют уроки русского языка и русской речи.

Совершенствование речи школьников тесно связано с развитием их личности.

       Познакомившись с основными положениями исследователей, я пришла к выводу, что важность обучения языку на основе текста уже стала аксиомой в теории и методике преподавания, однако методы и приёмы использования, цели и задачи, виды заданий и формы данного вида дидактического материала различны.  Преобладающим подходом к анализу текста на уроках русского языка в настоящий момент является комплексный подход. Именно он позволяет соединить то, что существует в единстве в речи – это языковой материал и реализация его в речевой деятельности, что способствует формированию целостного восприятия, формирует комплекс ценностей, способностей, которые определяют дальнейшее развитие личности.

     Углубленный компонент, направленный на формирование у школьников обобщенных умений текстовосприятия и текстообразования, которые определяют уровень развития языковой личности, органично введен в программу изучения русского языка В.В.Бабайцевой, по учебным комплексам под редакцией которой я и веду преподавание. Таким образом, комплексный анализ текста  является формой работы, оптимально сочетающей обучение теории языка и формирование важнейших языковых умений.

Нельзя не отметить, что в последние пять-шесть лет в связи с введением новых форм аттестации по русскому языку в тестовой форме в среде методистов и учителей - практиков активно обсуждается вопрос о применении комплексного анализа текста как способа подготовки учащихся к ГИА и ЕГЭ. Многие статьи в газетах и журналах, методические пособия посвящены этому вопросу (Дускаева Р. Р., Русинова И. И. «Работа над текстом: секреты успеха», ПОИПКРО, 2005 г.;  Е. С. Антонова «Тайна текста и секреты методики», Шульгина Н. М. «Работа с текстом как средство формирования личности» («Русский язык в школе», № 3, 2003 г.), Суворова Е. Л. «Обучение восприятию и созданию текста – единый творческий процесс» («Русский язык в школе», №6, 2001 г.), Бабайцева В.В., Бернадская Л.Д. Комплексный анализ текста на уроке русского языка( «Русская Словесность», № 3; 1997),  Малюшкин А.Б. «Комплексный анализ текста»). Познакомившись с тем, как на практике мои коллеги-словесники используют КАТ для подготовки к ГИА и ЕГЭ (Плясова Т. Н. «Анализ текста как средство саморазвития личности учащегося при подготовке к ГИА», Руденко И. П. «КАТ на уроках русского языка», Уколова Е. Н. «Многоаспектный анализ текста на уроках русского языка как способ подготовки к написанию изложения», я пришла к выводу о возможности и, с моей точки зрения, необходимости  трансформации классического комплексного анализа текста для более эффективного его использования на уроках для подготовки к ГИА и ЕГЭ,  потому что классический КАТ , во-первых, требует больших временных затрат, во-вторых, предполагает анализ текста в единстве формы и содержания, умение делать который лишь частично  проверяется в процессе итоговой аттестации. Итогом  модификации стала методика аспектного КАТ, суть которой заключается в следующем. К каждому предложению  задается один вопрос из области орфографии и фонетики, другой вопрос- из области лексики, фразеологии, стилистики, третий вопрос-из области морфемики и словообразования, четвертый вопрос-из области морфологии, пятый вопрос-из области синтаксиса и пунктуации.

Обоснованием такой модификации КАТ служат аргументы, подтверждающие ее актуальность для решения проблемы:

  1. подобная схема легко запоминается учащимися, учебная нагрузка которых и так достаточно велика;
  2. подобная схема развивает у учащихся грамматическую зоркость, которая необходима для выполнения заданий части В, одних из самых сложных для учеников;
  3. подобная схема не требует больших временных затрат, разобрать хоть одно предложение по ней учитель может даже на самом методически насыщенном уроке;
  4. подобная схема формирует алгоритмы мышления, необходимые для ускорения процесса выполнения тестов, то есть позволяет решить проблему цейтнота: думать быстро и правильно;
  5. подобная схема не требует приобретения дополнительных пособий, поскольку предметом анализа может стать любое предложение учебника;
  6. подобная схема доступна для понимания и освоения учащимися с любым уровнем подготовки по русскому языку.

Таким образом, модификация классического комплексного анализа текста в целях решения противоречия между необходимостью подготовить учащихся к сдаче ГИА и ЕГЭ и отсутствием в учебниках русского языка упражнений, позволяющих сформировать и закрепить мыслительные алгоритмы, овладение которыми необходимо для успешного решения тестов  с одной стороны, отсутствием на уроке возможностей у учителя уделить достаточно внимания подготовке к экзамену в новой форме с другой стороны представляется обоснованной.

Методика аспектного комплексного анализа текста представляется актуальной для решения главной проблемы моей педагогической деятельности, так как позволяет решить все выдвинутые противоречия и максимально удовлетворяет реальным условиям, в которых происходит преподавание русского языка в школе. В ней реализуется принцип «экономии мозговых усилий» для достижения результата, которым руководствуется большинство современных учащихся.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ:

  1. http://nsportal.ru/shkola/russkii-yazyk/library/proekt-%C2%ABanaliz-teksta-kak-sredstvo-samorazvitiya-lichnosti-uchashchegos
  2. http://area7.ru/metodic-material.php?3686
  3. http://ykolovo.narod.ru/uen.htm
Опубликовано: 10.03.2016