Развитие связной речи у дошкольников посредством использования карт Проппа

Конференция: Воспитательно-образовательная деятельность в детском саду

Автор: Михликова Лариса Сергеевна, Сторожева Юлия Павловна, Фомина Наталья Дмитриевна.

Организация: МБДОУ № 22 «Улыбка»

Населенный пункт: Белгородская область, г. Старый Оскол


         В настоящее время в связи с повышением требований к содержанию и характеру дошкольного образования, как первой ступени непрерывного процесса образования, совершенствование путей и методов развития речи детей дошкольного возраста носит все более значимый характер. Речевое развитие является важным направлением многоаспектного целостного процесса развития детей.
     Дошкольники обладают уникальной возможностью  в речевом творчестве, в частности, в области сочинительства собственных сказок, небылиц, однако, для формирования такого творчества необходимо создание оптимальных условий, способствующих наиболее полному раскрытию творческого потенциала личности ребенка.  Несомненно, важным является поиск и использование оригинальных, творческих, методик, эффективность которых очевидна. Одной из таких методик является использование карт Проппа для развития связной речи.
   Карты Проппа являются  интересными и актуальными формами деятельности дошкольников в условиях внедрения ФГОС ДО.
 Целесообразность карт Проппа состоит в том, что: ребёнок выступает не просто в роли пассивного наблюдателя, слушателя, а является энергетическим центром творческой деятельности, создателем оригинальных литературных произведений.
   Так как В. Я. Пропп был фольклорист, то он рекомендовал работать с волшебными народными сказками.  Он  изучил сказки, проанализировал их структуру и делил постоянные функции
 Основных, главных функций Пропп выделил двадцать. Это - запрет или предписание, нарушение, вредительство, отъезд героя,  задача, встреча с дарителем,  волшебные дары, появление героя,  сверхъестественные силы, борьба,  победа,  возвращение домой, прибытие, ложный герой, трудные испытания,  ликвидация беды, узнавание героя, изобличение ложного героя, наказание ложного героя, свадьба. Для работы с детьми дошкольного возраста достаточно восьми.
   Представленные в сказках функции являются обобщенными действиями, понятиями – это позволяет детям абстрагироваться от конкретного поступка, героя, ситуации, а следовательно, интенсивнее будет развиваться у детей логическое мышление. Карты оказывают и неоценимую помощь в сенсорном развитии детей, т.к. они воздействуют на все органы чувств. Они стимулируют развитие внимания, восприятия, фантазии, творческого воображения, волевых качеств; обогащают эмоциональную сферу, активизируют связную речь, обогащают словарь; способствуют повышению поисковой активности. Наглядность позволяет ребенку удерживать в памяти гораздо большее количество информации.     
    Прежде чем приступить к непосредственному сочинению сказок по картам Проппа, следует организовать подготовительные игры, в процессе которых дети познакомятся и освоят все сказочные функции:
«Чудеса в решете» — как и с помощью чего осуществляются превращения, волшебство (волшебное слово, палочка и другие предметы, и их действия);
«Кто на свете всех злее?». Выявление злых и коварных сказочных героев, описание их внешнего облика, характера, образа жизни, привычек, жилища (таким же образом анализируются и положительные герои);
 «Заветные слова» — попытка вычленить самые действенные, значимые слова в сказке (волшебные слова, сказочные приговоры, раскаяние ложного героя);
«Волшебные имена». Выяснение причин, почему дали именно такое имя герою (Золушка, Баба-Яга, Красная Шапочка и т.д.);
    Например, заданы функции: «запрет — нарушение закона».
Придумайте два предложения, можно из разных сказок, главное, чтобы они соответствовали сути функций.
- запретила сестрица Аленушка пить братцу водицу из копытца;
- а собака свое: «Тяф! Тяф! Старухиной дочери в мешке косточки везут!».
     Последовательность знакомства с картами:
Карты, используемые в работе, должны быть выполнены в сюжетной манере и красочно. В дальнейшем, пользуются картами с довольно схематичным изображением каждой функции.
А вот, как вы  обозначите ту или иную функцию, и каким символом, совсем не важно, главное, чтобы ребенок понимал, что если "запрет" обозначается перечеркнутый круг или замок на двери или как в знаках дорожного движения - въезд запрещен, то это надо запомнить. Или знак "даритель, волшебный дар"- можно волшебной палочкой обозначить, можно, как коробка с подарком, это, как решит воспитатель.
Воспроизведение знакомой сказки, дифференциация: посмысловые части и соотношения с определенной функцией. Совместный поиск и нахождение обозначенных функций в новых сказках (на протяжении одного занятия используется 3-5 карт). Самостоятельный поиск функций детьми на материале знакомых, затем новых сказок. Целостное освоение сказочных функций (используется весь комплект карт).
 Сочинение сказок (сначала коллективно и используя ограниченный набор карт, постепенно добавляя по 3 - 4 карты). Работа с индивидуальным набором карт (вначале детям можно предлагать готовое название сказки, оговорить только место действия, количество персонажей).  
     Карты Проппа способствуют развитию у детей связной речи, внимания, восприятия, фантазии, творческого воображения, повышается интерес у детей к поисковой активности. Дети учатся сочинять новое, интересное своё произведение, в котором добро всегда побеждает зло.


Список используемой литературы:
Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. – М.: Просвещение, 1982,- 9 с.
Михайлова А. Попробуем сочинять сказки. // Дошкольное воспитание, 1993, №6, - 37с.
Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. – Л-д, 1986,- 44с.

 

Опубликовано: 21.02.2016