Искусство рисования

Конференция: Воспитательно-образовательная деятельность в детском саду

Автор: Комиссарова Елена Вячеславовна

Организация: МДОУ детский сад №34 «Звёздочка»

Населенный пункт: Московская область, г. Серпухов

Посредством искусства у детей восптывается интерес и любовь к прекрасному, развиваются эстетические чувства.

Для формирования изодеятельности маленьких детей большое значение имеет знакомство с предиетами и явлениями окружающей жизни и в первую очередь с игрушками.

Ребёнку надо дать подержать ту или иную игрушку, поиграть с ней, показать, как её можно использовать.

Для начала предлагают простые по форме и цвету игрушки, а показывая их, называть форму и цвет.

Так например, взять шарик, подержать его в руках, покатать, затем сказать: «Шарик круглый, гладкий, он катится», затем назвать цвет.

При рассматривании различных предметов выбирать такие, которые радовали бы детей формой, цветом и в то же время вызывали у детей радостные ассоциации: ёлка – стройная, зелёная пушистая и т.д.

На прогулках внимание детей привлекают к цветам: «Какой красивый цветочек, он жёлтый». Постепенно дети будут запоминать цвета. Если взрослые направляют внимание ребёнка на сравнение предметов по цвету, то дети сумеют подобрать игрушки, одинаковые по цвету, форме. Так развивается цветовое восприятие у детей, умение более осознанно использовать цвет в рисовании. Для развития цветового восприятия используются различные дидактические игры и игрушки.

Полезно также полюбоваться с ребёнком свежестью первой весенней зелени, медленно падающими хлопьями пушистого снега, цветущим фруктовым садом.

В окружающей жизни много прекрасного и нужно учить ребёнка замечать красоту. Красивое радует ребёнка, вызывает положительные эмоции.

Нужно что бы любая ситуация, возникающяя в ходе повседневного педагогического

процесса использовалась воспитателем для обогощения эстетических чувств.

Главная задача младшей группы формировать художественное образное начало. Дети не только преобретают опыт обращения с глиной, карандашами, красками, но и участвуют в создании образа. В работе используется сотворчество воспитателя с детьми, где главная роль отводится воспитателю. Воспитатель рисует, дети дополняют. Например, сарафан для куклы или огоньки в окнах домов. Ребёнок рисует мазок, но это не просто мазок, это цветок на сарафане или огонёк в доме. При рисовании нескольникими красками обращается внимание на гармоническое сочетание цвета и бумаги. Так у детей воспитывается эмоциональный отклик, готовая основа для дальнейших творческих способностей в развитии разных видов художественой деётельности.

Предлагая ту или иную тему для лепки и рисования, следует неоднократно подчёркивать в беседе объеснение: различие в величине, в строении, в форме частей которые предадут работам детей выразительность и правдивость.

Знакомясь с природой, дети видят, что явлениям присущ тот или иной цвет, но на ряду с этим замечают, что цвета эти изменчивы: меняются цвет неба и воды в различную погоду, меняются цвет травы и листьев в разное время года; даже солнце меняет свой цвет утром и вечером. Дети способны заметить, понять и отразить в своём творчестве не только постоянное свойство предметов и явлений, но и некорорую их изменчивость.

Помощь взрослых в выборе цвета, фона, композиции не должна быть навязчивой, лучше побуждать его внимательно присматриваться к тому, что у него получается, самому решать как будет лучше. Так, если мы видим, что на этом фоне который выбрал ребёнок, вазы смотрятся некрасиво, предложить взять бумагу более подходящего цвета, и предложить ребёнку разложить вазы на этом листе и подумать, как будет красивее. Постоянное направление детей на поиски лучшего варианта решение изобразительной задачи будет способствовать воспитанию их творческой активности и самостоятельности.

Не следует упрекать и за неправильность рисунка, выполненного по замыслу, если это не результат небрежной работы: пусть дети выражают то, что они задумали, как умеют, смело, активно. С выполением задания воспитателю надо во всех случаях отличать как большую удачу, новое решение, радоваться вместе с детьми. Особенно важно отметить выразительность образа в рисовании, лепке. Если уделять этому серьёзное внимание, дети сами начнут замечать выразительные элементы.

Чтобы ребёнок добился хороших результатов в изодеятельности, надо научить его правильно пользоваться красками: аккуратно набирать краску на кисточку, уверенно вести ворсом кисти по бумаге, промывать кисть, прикладывая её к тряпочке, пользоваться несколькими красками, не смешивать их между собой.

Так же, как при рисовании, в лепке возникают образы, с помощью которых дети дают названия полученным формам, фигурам. По отдельным очертаниям находят, например, сходство комка с животными. Воспитатель поддерживает стремление к образному обозначению и помогает овладеть приёмами лепки. Выделив форму какого – либо персонажа дети передают действия словами (машина едет, заяц прыгает). Привлекая внимение к лепке, воспитатель показывает, как можно слепить мишку или петушка, чтобы поиграть с ними.

Глядя на это, дети сами стараются вылепить что – либо интересное.

Умение передавать разные формы вырабатываются постепенно. Педагог учит ритмично, плавно раскатывать в ладонях комок глины, пластилина и сплющивать его, сглаживать поверхность. Для этого полезно сначала рассмотреть с ребёнком предмет (шары, яблоки, грибы и т д); дать подержать его в руках, а затем предложить вылепить. Чтобы вылепить цыплёнка надо взять два комочка: большой для туловища, поменьше для головы, расскатать их в лодонях, и только потом соединив их вытянуть хвостик. Эти фигурки расположить на общей подставке (полянка, лужок) и вовлечь малышей в игру, вылепленные фигурки обьединить интересным сюжетом (мама курица идёт, цыпляток ведёт).

На занятиях лепкой необходимо воспитывать у детей устойчивый интерес, эстетическое восприятие формы, развивать координированные движения рук.

Воспитывать интерес и любовь к произведениям искусства надо начинать с ранних лет, привлекая внимание ребёнка к картинам, скульптурам, ко всему что его окружает: к эстетике быта, где всё должно быть эстетично – значит удобно, разумно и конечно, красиво.

Художественные образы, созданные такими иллюстраторами детской книги, как В. Лебедев, Ю. Васнецов, А. Пахомов, В. Чарушин, Е. Рачёв и другие, очень конкретны и эмоциональны. Рисунки этих художников отличаются красочностью, чёткостью рисунка и композиции, полны жизненных наблюдений.

Дети 5-7 лет могут понять фантастичность иллюстраций к сказке П. Бажова «Серебрянное копытце» (худ. М. Успенский), который достигается цветовыми сочетаниями.

В первую очередь важно обращать внимание детей на характеристику изображённых персонажей, на их позы, жесты, выражения лиц, постановку фигур, а так же характерные детали, благодаря которым усваивается смысл изображённого. При показе цветных иллюстраций сследует привлекать внимание к цвету.

Рассматривая иллюстрации к сказкам, надо непременно направлять внимание ребёнка на выразительные средства, создающие атмосферу сказочности, например, рассматривая иллюстрции к сказке Л.Толстого «Три медведя» (худ. В. Лебедев), необходимо привлечь внимание малышей к сказочности медвежей комнаты, необычности кроватей, стульев, чашек.

Одним их средств эстетического воспитания является знакомство детей с народным прикладным искусством.

Красивые обобщённые формы, изображающие кукол, зверей, птиц с условной яркой росписью радуют детей и положительно влияют на развитие их художественного вкуса, расширяют детские представления и фантазию. Ребятам нравятся декоративные сосуды, созданные гончарами разных народов. Дети охотно рассмаривают простые, а иногда замысловатые формы кружек, солонок, кашпо и др. изделий.

В детском саду нужно воспитывать любовь к прекрасному в жизни и искусстве. Используя разные виды искусства, формируется отзывчивость на всё доброе и красивое, развивает воображния, чувства.

«Через наслаждение высоким искусством человек приходит к постижению прекрасного в действительности – писал С. Михалков. Это зерно гармонического, целостного развтия личности, активной во всём, что ценно для нашего общества».

Приобщая детей к искусству, педагоги тем самым развивают их художественный вкус, учат находить подлинную красоту в повседневной жизни.

В основе художественного воспитания детей, лежит стремление научить их видеть и понимать прекрасное в окружающей жизни.

Таким образом, встреча с красивым и добрым может пробудить творческие силы ребёнка, оказать влияние на формирование его личности. Именно в детстве проявляется активное стремление не только наслаждаться красотой но и создавать её.

С помощью искусства формируются первые эстетические критерии и оценки, эстетический вкус. Творческий подход, усвоенный во время художественной деятельности под влияние искусства, оставляет в личности прочные следы которые появляются позднее в любой работе.

Список литературы:

1. Григорьева Г.Г. Игровые приёмы в обучении дошкольников изобразительной деятельности.- М.: Просвещение, 1995.

2. Доронова Т.Н., Якобсон С.Г. Обучение детей 2-4 лет рисованию,лепке.

3. Комарова Т.С. Детское художественное творчество.- М.:2005.

4. Сакулина Н.П. Рисование в дошкольном детстве.- М.,1965.

5. Кожахина С.К. Путешествие в мир искусства.- М.,1996.

Опубликовано: 15.02.2016