Особенности оценки метапредметных результатов

Конференция: Современный урок. Методика и практика

Автор: Бурчик Татьяна Васильевна

Организация: ГБОУ НАО «СШ п.Искателей»

Населенный пункт: Архангельская область, пос.Искателей

СЛАЙД 1. Особенности оценки метапредметных результатов.

Под метапредметными результатами понимаются универсальные способы деятельности – познавательные, коммуникативные и способы регуляции своей деятельности, включая планирование, контроль и коррекцию.

Универсальные способы деятельности осваиваются обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов и применяются учащимися, как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.

Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированности ряда регулятивных, коммуникативных и познавательных учебных действий, т. е. таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею.

СЛАЙД 2, 3. К ним относятся:

* Способность обучающего принимать и сохранять учебную цель и задачи; самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную; умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;

* Умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;

* Умение использовать знаково – символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно – познавательных и практических задач;

* Способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установлению аналогий, отнесению к известным понятиям;

* Умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.

Основное содержание оценки метапредметных результатов на ступени начального общего образования строится вокруг умения учиться, т. е. той совокупности способов действий, которая, собственно, и обеспечивает способность обучающихся к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Особенности оценки метапредметных результатов связаны с природой универсальных действий.

В силу своей природы, являясь по сути ориентировочными действиями, метапредметные действия составляют психологическую основу и являются важным условием успешности решения учащимися учебных задач. Соответственно, уровень сформированности УУД, представляющих содержание и объект оценки метапредметных результатов, может быть качественно оценён и измерен в следующих основных формах.

Формы:

Во-первых, достижение метапредметных результатов может проверяться в результате выполнения специально сконструированных диагностических задач, направленных на оценку уровня сформированности конкретного вида УУД.

Во-вторых, достижение метапредметных результатов может рассматриваться как инструментальная основа (или как средство решения) и как условие успешности выполнения учебных и учебно-практических задач средствами учебных предметов. То есть в зависимости от успешности выполнения проверочных заданий по русскому языку, математике, чтению, окружающему миру и другим предметам с учётом допущенных ошибок можно сделать вывод о сформированности ряда познавательных и регулятивных действий учащихся.

И наконец, достижение метапредметных результатов может проявляться в успешности выполнения комплексных заданий на межпредметной основе.

Таким образом, оценка метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур (в ходе итоговых проверочных или комплексных работ по предметам; текущей, тематической или промежуточной оценки).

Конечно, ряд коммуникативных и регулятивных действий трудно или невозможно оценить в ходе стандартизированных работ. Например, умение работать в группе, слушать и слышать собеседника, координировать свои действия с партнёрами и т.д.

В этом случае в ходе внутренней оценки, фиксируемой в портфолио в виде оценочных листов наблюдения учителя или школьного психолога может быть оценено и достижение таких действий.

Поскольку формирование УУД будет осуществляться через внедрение междисциплинарных программ, то по мере внедрения стандартов и уточнения состава и планируемых результатов будут уточняться и процедуры оценки метапредметных результатов.

СЛАЙД 4. Начальное образование предполагает развитие способности учащегося к саморегуляции и принятие ответственности за свои поступки. В начальной школе можно выделить следующие регулятивные учебные действия, которые отражают содержание ведущей деятельности детей младшего школьного возраста:

1. Умение учиться и способность к организации своей деятельности (планирование, контроль, оценка):

— способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;

— умение действовать по плану и планировать свою деятельность;

— преодоление импульсивности, непроизвольности;

— умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками;

— умение адекватно воспринимать оценки и отметки;

— умение различать объективную трудность задачи и субъективную сложность;

— умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.

СЛАЙД 5. 2. Формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, жизненного оптимизма, готовности к преодолению трудностей:

— целеустремленность и настойчивость в достижении целей;

— готовность к преодолению трудностей, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей (стратегия совладания);

— формирование основ оптимистического восприятия

 

СЛАЙД 6. Формы, методы, инструменты контроля метапредметных результатов

Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающихся регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий.

Методы контроля: наблюдение, проектирование, тестирование

Формы контроля: индивидуальные, групповые, фронтальные формы; устный и письменный опрос; персонифицированный и неперсонифицированный

Инструментарий контроля: задания УУД, карта наблюдений, тест, карта мониторинга, лист или дневник самооценки

СЛАЙД 7.

Достижение метапредметных результатов может проявляться в успешности выполнения комплексных заданий на межпредметной основе – комплексная проверочная работа.

Комплексные проверочные работы разработаны на основе требований образовательных стандартов второго поколения и используются в учебном процессе как итоговые проверочные работы в конце 4 четверти, независимо по каким учебникам работает учитель.

Комплексная проверочная работа позволяет выявить насколько успешно формируются УУД у каждого ребёнка, как идёт его личное развитие.

СЛАЙД 8. Цель комплексной проверочной работы:

* Оценка уровня подготовки выпускника начальной школы по литературному чтению, русскому языку, математики и окружающему миру.

Задачи комплексной работы – установить уровень овладения ключевыми умениями (сформированность навыков чтения, умение работать с текстом, понимать и выполнять инструкции), позволяющими успешно продвигаться в освоении учебного материала на следующем этапе обучения.

СЛАЙД 9. Комплексная работа имеет следующую структуру:

* Научно – популярный текст;

* Тестовые задания;

* Инструкция по проверке и оценке ответов.

Каждый вариант комплексной проверочной работы состоит их двух частей: обязательной и дополнительной. Обязательная часть содержит задание на проверку техники чтения и 14 заданий по литературному чтению, русскому языку, математике и окружающему миру, объединённых общим входным текстом. Предполагается, что все эти задания ребёнок должен выполнить за один урок (40 минут). По результатам оценки выполненных заданий основной части делается вывод об уровне подготовки учащегося: повышенный, базовый, ниже базового.

СЛАЙД 10. Начинается выполнение работы с чтения текста. Следует предупредить учащихся, что выполнения заданий важно не только прочитать, но и запомнить содержание. На этом этапе идёт проверка скорости чтения, которая важна не сама по себе, а рассматривается как показатель сформированности навыка чтения, напрямую связанный с осознанностью.

Учитель может использовать иную систему оценки этого умения или не оценивать его в баллах вообще, фиксируя лишь общую динамику.

По сигналу учителя дети приступают к чтению, по его же сигналу через 1 минуту отмечают, где они остановились. Если кто – то из учащихся не успел прочитать текст, учитель предлагает дочитать текст до конца и только после этого приступать к выполнению заданий. СЛАЙД 11, 12, 13.

СЛАЙД 14. Задания дополнительной части выполняются учащимися добровольно в произвольном порядке (если они уже справились с обязательной частью).

В дополнительную часть включено 7 заданий, в том числе задания продуктивного и творческого характера. Их выполнение не влияет на итоговое заключение. Они помогут учителю оценить общий уровень развития ребёнка, дадут представление о личностных и метапредметных результатах обучения (отношение к окружающему миру, умение делать самостоятельные выводы и др.).

Наличие пунктуационных, орфографических, грамматических и речевых ошибок в свободном высказывании ребёнка не оценивается.

СЛАЙД 15. Ключи к оцениванию заданий.

Выполненные комплексные работы хранятся учителем до выпуска учащегося из начальной школы и могут быть включены в портфель его личных достижений.

  • osobennosti-otsenki-metapr.. 3,9 МБ
  • Опубликовано: 13.05.2015