Искусство, как средство здоровьесбережения детей старшего дошкольного возраста
Конференция: Воспитательно-образовательная деятельность в детском саду
Автор: Василенко Залина Таймуразовна, Кастуева Виктория Алексеевна
Организация: МАДОУ Детский сад №90
Населенный пункт: Пермский край, г. Березники
«Искусство в жизни человека играет важную адаптивную роль в лучшем смысле этого слова. Обогащаясь смысловым опытом в процессе общения с искусством, человек формирует у себя новые формы отношения к действительности, делающие его взаимодействие с миром более гибким, осмысленным». Д.А. Леонтьев.
Здоровье ребенка, как говорится во Всемирной организации здравоохранения, - это не только отсутствие болезни и физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социально - экономическое состояние страны, отношение государства к проблеме материнства и детства.
Актуальность обозначенной проблемы подтверждается Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ) и «Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования» (от 17 октября 2013 г. № 1155 г.).
В законе «Об образовании в Российской Федерации» (статья 95) отмечается, что дошкольное образование направленно на развитие физических качеств, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
Эффективным средством сбережения здоровья ребенка, на наш взгляд, является искусство. Наиболее активно в практике работы с детьми мы используем музыку.
Для реализации подобной задачи просто необходим творческий тандем «воспитатель - музыкальный руководитель», такой, как у нас.
Именно музыкальный руководитель помогает осуществить правильный подбор музыкального материала для использования его в режимных моментах и в обязательной образовательной деятельности.
В нашей группе собрана хорошая аудиотека с музыкой для релаксации («Малыш в лесу», «Малыш и море», «Малыш у озера», «Мир полон чудес», «Осень в горах», записи звуков природы (шум моря, леса, грозы, листвы, ветра и т.д.)), для снятия напряжения после серьезных физических и эмоциональных нагрузок.
Нами активно используется в практике работы с детьми элементы музыкотерапии. Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание. Элементы музыкотерапии по Н.Ефименко используются нами в течение всего дня – под музыку мы встречаем детей утром, укладываем спать и поднимаем после дневного сна. Используем музыку в качестве фона для занятий и свободной деятельности. Также применяем и такие элементы, как вокальная и дыхательная терапия.
Технологии здоровьесбережения активно используются и на музыкальных занятиях.
В ходе занятий мы используем валеологические песни – распевки; слушание музыки и разучивание текстов песен перемежаются с самомассажем и пальчиковой игрой. Перед пением песен – занимаемся дыхательной гимнастикой и оздоровительными упражнениями для горла и голосовых связок с целью профилактики простудных заболеваний. Речевые игры в ходе занятий сопровождаем музыкально – ритмическими движениями, игрой на детских музыкальных инструментах.
Пение способствует, с точки зрения физиологии, постановке правильного дыхания, развивает и корректирует голосовой аппарат, способствует оздоровлению гортани. Ритмика улучшает осанку ребенка, координацию, уверенность движений. Развитие эмоциональной отзывчивости и музыкального слуха помогает активизировать умственную деятельность.
Эмоционально-образная природа искусства позволяет активно влиять на работу правого полушария головного мозга, а через него – на всю структуру личности. Существует несколько видов арт-терапии, элементы которых применяются нами. Это элементы сказкотерапии, ритмотерапии, цветотерапии, терапии изобразительным искусством, песочной терапии, библиотерапии.
Занятия арттерапией носят скорее спонтанный характер и направлены не на результат, а на сам творческий процесс. В художественном творчестве человек воплощает свои эмоции, чувства, надежды, страхи, сомнения и конфликты. Арттерапия развивает творческие возможности и является хорошим способом социальной адаптации, т. к. она в основном использует средства невербального общения.
Эти элементы используются нами для того, чтобы снять психическое напряжение, успокоиться, сосредоточиться. Помогают в этом такие элементы, как упражнение – приветствие «Радостная встреча», где каждый ребенок может показать умение улыбаться и распознавать чувства по глазам, пожать друг другу руки или обняться. Это упражнение «Картина радости», где дети выражают свои эмоции и чувства на бумаге. Так же очень эффективны упражнения «Каракули», «Монотипия». Все эти упражнения проводятся нами так же в сопровождении подходящей музыкой.
Так же на этих упражнениях используются логоритмические игры, пальчиковая гимнастика, физминутки с музыкальным фоном, подвижные игры с ролью и текстом, артмассаж, хороводы.
В импровизации дети раскрепощаются, чувствуют себя комфортно и свободно. После таких упражнений нами устраиваются выставки детского творчества для того, что бы родители и сами дети могли посмотреть на работы и подумать.
Нами разработан цикл интегрированных мероприятий «Бегом за здоровьем по тропинкам красоты», которые, помимо образовательного компонента, объединяют в себе элементы психогимнастики, игры-этюды, игровой массаж. В основе мероприятий, составляющих цикл, лежит смысловая цепочка «Радость – Красота – Искусство – Здоровье» (Что такое искусство? Красота. Что такое красота? То, что несет нам радость. Что такое радость? Солнечный зайчик в душе. Или, как говорили предки: «В здоровом теле – здоровый дух»).
Состояние свободного творчества даёт эмоциональную разрядку, возможность самовыражения и просто доставляет огромное удовольствие всем участникам процесса.
Искусство обладает таким воздействием на человека, что формирует и развивает его разносторонне, влияет на его духовный мир в целом. Оно является уникальным средством формирования важнейших сторон психической жизни — эмоциональной сферы, образного мышления, художественных и творческих способностей.
Здоровый и духовно развитый ребенок счастлив - он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремится к самоусовершенствованию, развивая себя всесторонне в дополнительном образовании.
Освоение детьми элементарных приемов снятия психического и физического напряжения в процессе выполнения разнообразных музыкально-терапевтических упражнений поможет нам снизить риск развития как психических, так и физических отклонений у школьников.