Наука геральдика в детском саду

Конференция: Воспитательно-образовательная деятельность в детском саду

Автор: Богданова Светлана Борисовна, Гайнутдинова Юлия Александровна

Организация: МАДОУ Детский сад №90

Населенный пункт: Пермский край, г. Березники

Формирование интереса и элементарных представлений старших дошкольников к наукам символике и геральдике - достаточно новое направление в работе детского сада, но необходимое в образовательной практике. И это понятно. Ведь гербы государств, городов, фамилий представляют собой символическое «лицо», сконцентрированное отражение их истории, их традиций. Геральдика - прикладная наука к науке символике. Символ – предмет, объект, имеющий для человека (народа) определенный ценностный смысл не только в материальном, но и в духовном плане. Это как ларчик с двойным дном. Чтобы определенные символы стали иметь ценностный смысл для ребенка, надо дать полное и понятное ему представление об этих символах. Анализ методической литературы по теме «Геральдика в детском саду» показывает, что в педагогическом сообществе возник определенный интерес, но авторам а) не хватает элементарных знаний - нет серьезного, глубокого объяснения сущности символов –«скользят по поверхности», у детей не формируется понятийное восприятие объектов изучения б)на дошкольный возраст переносятся знания, даваемые в школе, отсутствуют эмоционально- чувственная и поведенческая составляющие, соответственно, не обеспечивается личностное развитие ребенка в) продолжается дискуссия по политическим пристрастиям, что неуместно в практике воспитания детей дошкольного возраста. Поэтому мы создали свою методическую разработку «Геральдика - детям». Когнитивный компонент был выстроен на теоретической базе, представленной в книгах В.С. Драчука, кандидата исторических наук, старшего научного сотрудника Института Археологии Академии наук Украины, одного из крупнейших специалистов в области археологии и вспомогательных исторических дисциплин второй половины 20века в нашей стране. (Книги «Тайны геральдики» Киев 1974г., «Системы знаком северного Причерноморья» Киев 1975, «Дорогами тысячелетий» Москва 1976г, «Рассказывает геральдика» Москва Академия наук СССР, серия «История нашей Родины», изд. «Наука» 1977г.) Разработан ряд дидактических игр по тайнам построения герба, продуманы связи с занятиями художественно- эстетического цикла. Сегодня мы хотим представить вам конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие по стране Геральдике» из вышеуказанной методической разработки.

Конспект мероприятия для детей старшего дошкольного возраста

Тема «Путешествие по стране Геральдике»

Программное содержание:

  • Закрепить представления детей о науке геральдике, о гербах и их назначении;

  • Продолжать учить выделять щит как часть герба и геральдические фигуры, понимать их символическое значение;

  • Узнавать гербы России, русских народов, в том числе городов Прикамья: Усолья, Березников, Чердыни, Соликамска;

  • Развивать творческое воображение детей при соотнесении характеров сказочных и былинных персонажей с их гербами;

  • Воспитывать любовь и интерес к истории родного края;

  • Развивать творческое воображение при выполнении заданий продуктивного характера (герб для Дракоши, игра «Составь герб города»)

Предварительная работа:

    1. Беседа «Что такое геральдика» (наука о гербах; герб как своеобразный паспорт человека, города, страны)

    2. Беседа «Из истории герба: печати, татуировки, звери на гербах»;

    3. Рассматривание герба Москвы, беседа о русских богатырях;

    4. Беседа о гербе России (история, изменения, рассматривание герба на бумажных денежных купюрах и монетах);

    5. «Из чего состоит герб» (щит, геральдические фигуры, мантия, корона, шлем);

    6. «Знакомство с гербами Перми и городов Пермской области (близлежащих)»;

    7. «Сказочная геральдика» (гербы сказочных героев: отгадать, соотнеся с характером персонажа, придумать гербы для сказочных героев);

    8. Работа Клуба Знатоков Геральдики.

    9. Работа с родителями:

  • Консультация в уголке «Родословное древо, семейный герб»;

  • Составление герба семьи совместно с ребёнком.

Оборудование:

  • Костюмы Дракоши (взрослый) и трёх богатырей (детские);

  • Дидактические игры «Геральдическая корона» и «Составь герб города»; пособие «Гербы сказочных героев»;

  • Паспорт; герб России; карта сказочного королевства (на роликах);

  • Часы «машины времени»;

  • Музыкальный центр с дисками;

  • Заготовка для герба Дракоши.

Ход.

Музыкальный зал оформлен: занавес закрыт, у левой кулисы стоит макет часов, столик ведущего. На столе лежит паспорт (макет). На мольберте у правой кулисы – герб России. Главная стена украшена гербами русских городов.

Дети заходят в музыкальный зал, где звучит «Вальс» П.И.Чайковского., и рассаживаются на заранее приготовленные стульчики.

Ведущий: ребята, вы, наверное, уже догадались, что сегодня нас ждёт встреча с чем-то необычным. Давайте посмотрим вокруг и попробуем догадаться по предметам, нас окружающим, куда поведёт нас Дорога Знаний.

(Ведущий берёт в руки паспорт).

Ведущий: Что я держу в руках?

Дети: паспорт.

Ведущий: о ком рассказывает паспорт?

Дети: О человеке, о том, как его зовут, где он живёт, есть ли у него семья, гражданином какой страны является.

Ведущий: верно. Паспорт – основной, главный документ взрослого человека, он есть у каждого. Только такие вот паспорта появились не так давно, а что заменяло паспорт раньше, в те далёкие времена, когда люди ещё не умели читать?

Дети: герб.

Ведущий: можно сказать, что герб – это паспорт в рисунке. У кого или у чего может быть герб?

Дети: У человека, у завода, города, области, страны.

Ведущий: правильно, здесь на паспорте вы видите герб нашей страны, России, а на выставке – гербы русских городов. Существует целая наука о гербах, как она называется?

Дети: геральдика.

Ведущий: эта наука интересна и обширна, у неё есть свои тайны и загадки, можно сравнить её с удивительной страной, в которой есть место и сказке, и настоящей жизни. Я предлагаю вам сегодня отправиться в путешествие по удивительной стране Геральдике. А путешествовать мы будем при помощи волшебных часов: часы эти особенные – это видимая часть машины фантазии, способной перенести нас куда угодно, хоть в сказку, хоть в далёкое прошлое, а если сильно постараться, то и в будущее. Сейчас я поверну стрелки часов и на крыльях музыки мы отправимся в путь!

Звучит «Галактическое путешествие» Г.Гладкова дети исполняют танцевальную импровизацию. Занавес открывается – на задней стене – карта сказочного королевства, на которой изображены гербы сказочных героев.

Ведущий: ребята, какое чудо, звуки музыки опустили нас на высокий холм, с которого открывается вид на целое сказочное королевство! Посмотрите, отсюда можно увидеть сёла, города, дремучие леса и пустыню. Только жителей не видно, но это не беда – сейчас мы всё узнаем по особым знакам – гербам. Кто живёт в столице сказочного королевства?

Дети: Золушка; Мачеха Белоснежки.

Ведущий: а вон, там, в деревне у реки?

Дети: Емеля.

Ведущий: А в жаркой пустыне, на самой границе сказочного королевства?

Дети: маленький Мук.

Ведущий: а в дремучем лесу?

Дети: Баба Яга.

Ведущий: непонятно, только кто живёт вон в той высокой чёрной горе, там и герба нет, а дым идёт, как из печной трубы.

 

За дверью раздаётся звон металла, громкий топот, в зал вбегает Дракоша с тремя щитами.

Дракоша: ай, да я ! ай, да молодец! Такой подарок папеньке приготовил, то-то он обрадуется!

(замечает детей, прячет щиты за спину). А вы кто такие? И что здесь делаете?

Ведущий: мы гости незваные, перелётные. (Обращается к ребятам – это же Дракоша) А что это там у тебя, Дракоша за спиной?

Дракоша: где? Нет- нет, ничего особенного! Так безделушки всякие, подарок папе на день рождения. Иду, гляжу – лежат на поляне щиты ничейные. Ну, я и подобрал, что добру пропадать. А как папенька – то мой, Змей Горыныч обрадуется!

Ведущий: а знаешь, Дракоша, щиты на поляне просто так не валяются, наверное, их кто-то потерял.

Дракоша: не знаю, ничего не видел, все спали. И не думайте – всё равно не отдам.

Ведущий: Дракоша, а можно мы только посмотрим?

Дракоша: это можно. Только руками не трогать! (раскладывает щиты на полу, дети с ведущим рассматривают их).

Дракоша: видите, какие красивые картинки, мне вот эта больше всех нравится (показывает на изображение дракона)

Ведущий: это не картинки. Ребята, как правильно называются рисунки на щитах?

Дети: гербы.

Звучит песня С.Намина «Богатырская сила» в зал входят мальчики – богатыри и исполняют танец богатырей.

Ведущий: Здравствуйте, люди добрые. Кто вы?

Илья Муромец: мы - русские богатыри! Я – Илья Муромец, а это богатыри моей дружины Вольга и Добрыня Никитыч.

Богатыри: здравствуйте!

Ведущий: куда путь держите, добры молодцы?

Илья Муромец: да вот, легли после боя передохнуть.

Вольга: а пока спали, какой –то вор у нас щиты украл.

Дракоша: Я не вор, я их нашёл!

Добрыня: отдай щиты, Дракоша! Нельзя нам без щитов!

Дракоша: не отдам!

Вольга: тогда готовься к бою! (богатыри наступают на Дракошу, размахивая мечами, Дракоша отдаёт мечи).

Дракоша: (грустно) конечно, маленького всякий обидеть может! А что я теперь папе подарю? У него одного, в нашем сказочном королевстве герба нет (всхлипывает).

Ведущий: не плачь, Дракоша, мы тебе герб подарим, у нас волшебные часы есть, они могут исполнять любое желание.

Ведущий подходит к часам – поворачивает стрелки и приговаривает:

  • вмиг желанье исполняйте

вы волшебные часы,

подарите герб Дракоше

удивительной красы!

Ведущий достаёт заготовку – вот он герб, только незаконченный. Чтобы герб стал настоящим, помощь нужна. Давайте, ребята, поможем сделать подарок папе Дракоши.

 

Дети совместно с воспитателем наклеивают части герба.

Вот и всё – возьми, Дракоша, подарок твоему папе.

 

Дракоша: вот спасибо, побегу домой в чёрную гору, подарок дарить.

Илья Муромец: а мы тебя проводим, чтобы никто тебя не обидел. До свидания, ребята.

Дракоша и богатыри уходят.

 

Ведущий: ну вот, теперь и на чёрной горе герб появится. А нас ребята часы вновь в дорогу зовут – из сказочного королевства в прошлое родины нашей Руси. Итак, приготовьтесь к полёту.

 

Ведущий передвигает стрелки. Звучит «Поезд из астероидов и метеоритов» Г.Гладкова – дети бегут по кругу, изображая космический поезд.

Ведущий: (обращает внимание детей на выставку гербов городов): посмотрите, как много красивых городов на земле русской. Недаром в старину иностранцы называли Русь словом Гардарики – то есть «страна городов». Ребята, мы видели с вами гербы богатырей: у Вольги на гербе был сокол, потому что он любил превращаться в эту птицу; а у Ильи Муромца – крепость и оружие – он главный в богатырской дружине, у Добрыни Никитиче – дракон, он много драконов побил на Почуй горе. Посмотрите внимательно на гербы городов, нет ли среди них похожих на богатырские? (Суздаль – с соколом; дракон на гербе – Москвы и Казани). Москва город – герой, немало врагов победила за свою долгую жизнь. А на гербе Казани белый дракон ни с кем не борется, спокойно стоит. Кто из вас вспомнит, почему появился этот дракон на гербе?

Дети вспоминают легенду о белом драконе.

Ведущий: гербы городов рассказывали вот о таких сказаниях и легендах. А ещё герб города рассказывает о труде людей, покажите, пожалуйста, такие гербы (Усмань – пчеловодство, Томск – разведение лошадей, Тула – город оружейников, Соликамск – добыча соли). В старину люди поклонялись сильным животным, считали их покровителями, оберегающими их, защищающими от злых сил. Таким животным тоже нашлось место на гербе. В наших краях священным животным был медведь. Найдите гербы городов с этими животными.

Есть у гербов городов, кроме щита и геральдических фигур, ещё и корона. Как вы думаете, для чего?

Дети: корона говорит о величине города, столица он или нет, сколько жителей в нём живёт. а у меня есть для вас интересная игра «Геральдическая корона».

 

Проводится игра «Геральдическая корона» - детям предлагаются гербы Москвы (имперская корона –столица), Рязани (столица княжества – шапка Мономаха), Перми (древняя – областной город), Березников (золотая башенная о пяти зубцах – свыше 50.000 жителей), Усолья (о двух зубцах – бывший посад, знаменитое село).

Ведущий: вот как много может рассказать корона герба о городе. Составить герб непростая задача, этим занимаются специальные учреждения, геральдические кабинеты, а создают гербы – художники. Хотите составить герб города? А заодно проверим, как вы знаете гербы городов соседей.

 

Проводится игра «Собери герб города» (дети собирают по памяти гербы городов Пермской области)

Ведущий: видите, как много интересного в стране Геральдике. Что вам запомнилось, понравилось в этой стране? (ответы детей).

 

Звучит – фонограмма «Вселенная» Г.Гладкова

Ведущий: слышите, звуки музыки зовут нас обратно, в детский сад. Закончилось время нашего путешествия пора домой возвращаться. До свидания, страна геральдика, до новых встреч!

Под музыкальное сопровождение «Вселенная» Г.Гладкова, дети выходят из зала.

 

Опубликовано: 30.12.2015