Нетрадиционная техника рисования, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста

Конференция: Воспитательно-образовательная деятельность в детском саду

Автор: Милованкина Наталья Васильевна

Организация: МДОУ Старошайговский детский сад №1 комбинированного вида.

Населенный пункт: Республика Мордовия, Старошайговский район, с. Старое Шайгово

I. В истории дошкольной педагогики проблема творчества детей всегда была одной из актуальных. Современное общество имеет потребность в творческой личности. Многие способности и чувства, которыми наделяет нас природа, к сожалению, остаются недостаточно развитыми и не раскрытыми, а значит, и нереализованными в будущей жизни. Наличие развитого воображения в зрелые годы обуславливает успешность любого вида профессиональной деятельности человека. Поэтому развитие творческих способностей – одна из главных задач дошкольного воспитания.

Актуальность темы заключается в том, что изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т.к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка. Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов. Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Можно сказать, что нетрадиционные техники позволяют, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах. Владея разными техниками и способами изображения предметов или окружающего мира, ребенок получает возможность выбора.

Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.

Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.

Работая с детьми старшего дошкольного возраста я заметила: дети любят рисовать, старательно овладевают навыками работы с разными инструментами и изобразительными материалами, осваивают отдельные приемы и способы рисования, но при создании собственных работ изобразительные и выразительные навыки детей остаются на среднем уровне, многие композиции выделяются скудностью содержания, штампами. Нет главного – "своих", искренних рисунков, отсутствует творческий подход, они не отражают то, что значимо для рисующего их ребенка. Проанализировав рисунки дошкольников пришла к выводу – необходимо облегчить навыки рисования, ведь даже не каждый взрослый сможет изобразить какой-либо предмет. Этим можно на много повысить интерес дошкольников к рисованию. Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата.

В своей практической работе я использую следующую литературу:.Е. Н. Лебедева «Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников», А. А. Фатеева «Рисуем без кисточки», О. Г. Жукова, И. И. Дьяченко «Волшебные ладошки», «Волшебные краски», Мэри Энн, Ф. Колль «Рисование красками», К. К. Утробина, Г. Ф. Утробин «Увлекательное рисование методом тычка», А. М. Страунинг «Развитие творческого воображения дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности».

Чтобы выявить и реализовать возможности детей, я разработала рабочую программу кружка «Волшебный мир красок», составила перспективный план по всем возрастным группам, методические рекомендации по методике нетрадиционных видов рисования, серию занятий по данному направлению.

Использование нетрадиционных способов рисования вызывает у детей обилие положительных эмоций; даёт возможность использования в качестве изобразительных материалов часто неожиданных предметов, удивляя малышей оригинальностью и непредсказуемостью. Знания, умения, педагогический такт дают возможность ребёнку сотворить собственную картину мира, а нетрадиционные методы рисования сделать рисунок красивым, понятным, привлекают его и заинтересовывают.

Идея педагогического опыта– развитие творческих способностей, каждого ребенка средствами нетрадиционных техник, помочь реализовать себя, уметь соединять в одном рисунке различные материалы для получения выразительного образа.

В связи с этим ставлю следующую цель: сформировать у детей художественное мышление и нравственные черты личности через нетрадиционную технику рисования

Задачи:

Развивающие:

- Формировать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности;

-Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение.

- Формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ.

- Развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.

Образовательные:

- Закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества.

- Знакомить детей различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними, закреплять приобретённые умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.

Воспитательные:

- Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом.

- Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую

самореализацию. Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста. Занятия проходят во второй половине дня один раз в неделю.

Оздоровительные:

-Укреплять здоровье детей, используя, комплексы здоровьесберегающие технологий, благотворно влиять с помощью нетрадиционной технике рисования на эмоциональное состояние и психическое развитие детей.

Новизной и отличительной особенностью программы «Волшебный мир красок» является то, что она имеет инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Используются самодельные инструменты, природные и бросовые для нетрадиционного рисования. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Факторы, позволяющие мне не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивающие живость и непосредственность детского восприятия:

• разнообразие и вариативность работы с детьми;

• новизна обстановки;

• необычное начало работы;

• красивые и разнообразные материалы;

• интересные для детей неповторяющиеся задания;

• возможность выбора;

• рисования с помощью бросового материала.

Всякий раз я создаю новую ситуацию так, чтобы дети, с одной стороны, могли применить усвоенные ранее знания, навыки, умения, с другой – искали новые решения, творческие подходы. Именно это вызывает у ребенка положительные эмоции, радостное удивление, желание созидательно трудиться. Я стараюсь разнообразить и цвет, и фактуру бумаги, поскольку это также влияет на выразительность рисунков и ставит детей перед необходимостью подбирать материалы для рисования, продумывать колорит будущего творения, а не ждать готового решения. Большое разнообразие вношу и в организацию занятий: дети могут рисовать, вырезать и наклеивать, сидя за отдельными столами, за сдвинутыми вместе столами по два и более человек; сидеть или работать, стоя у столов, расположенных в один ряд, у мольбертов. Я знакомлю детей с новыми приемами работы (боковой поверхностью мелка, валиком, губкой по трафарету и т.д.).

Принципы построения работы по нетрадиционной технике рисования:

постепенности и последовательности (от простого к сложному); наглядности; индивидуальности; связь обучения с жизнью; научности (сообщаются знания о форме, цвете, композиции и т.д.)

В работе с детьми по нетрадиционному рисованию я использую здоровьесберегающие технологии. Здоровьесберегающие технологии тесно связаны с нетрадиционной техникой рисования. Работа с необычными материалами позволяет детям ощутить незабываемые эмоции, развить творческие способности. пользовать такие материалы, как: поролон, зубная щетка, деревянные палочки, целлофан, листья деревьев, овощные штампы, пряжа, парафин, песок, соль, гофре (креповая бумага) оракал (самоклеющаяся бумага), выдувание (с помощью трубочки от сока). Все это занимает детей и вовлекает в творческий процесс. Во время рисования пальцами рук и ног ребенок получает необыкновенное чувственное наслаждение при тактильных контактах с краской, бумагой, водой, что благотворно влияет на нервную систему, укрепляет и развивает её. А вот работа с креповой бумагой (гофре) и оракалом (само клейкой), положительно влияет на психику ребенка, носит терапевтический характер и развивает мелкую моторику руки.

Нетрадиционные техники изображения могут способствовать ослаблению возбуждения слишком эмоционально расторможенных детей. Важно отметить, нетрадиционное рисование, например, игра в кляксы, увлекает детей, а чем сильнее ребенок увлечен, тем больше он сосредотачивается. Таким образом, использование нетрадиционных техник изображения способствует познавательной деятельности, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников в целом.

Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно – моторной координации. Если чрезмерно активный ребенок нуждается в обширном пространстве для разворачивания деятельности, если его внимание рассеянно и крайне неустойчиво, то в процессе нетрадиционного рисования зона его активности сужается, уменьшается амплитуда движений. Крупные и неточные движения руками постепенно становятся более тонкими и точными. Нетрадиционные техники изображения способствуют развитию познавательной деятельности, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников в целом. Занятия рисованием очень важны при подготовке ребенка к школьному обучению, благодаря рисуночной деятельности дети учатся удерживать определенное положение корпуса, рук, наклон карандаша, кисти, регулировать размах, темп, силу нажима, укладываться в определенное время, оценивать работу, доводить начатое до конца.

Педагогическая целесообразность

Из многолетнего опыта работы с детьми по развитию художественно творческих способностей в рисовании стало понятно, что стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи информации недостаточно для современных детей, так как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше. В связи с этим, нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно.

Важное условие развития ребенка – не только оригинальное задание, но и использование нетрадиционного бросового материала и нестандартных изо технологий.

Проведение непосредственно образовательной деятельности с использованием нетрадиционных техник:

-Развивает уверенность в своих силах

- Способствует снятию детских страхов.

-Учит детей свободно выражать свой замысел.

-Побуждает детей к творческим поискам и решениям.

-Учит детей работать с разнообразными художественными, природными и бросовыми материалами.

-Развивает мелкую моторику рук.

-Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии.

-Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.

-Воспитывается уверенность в своих творческих возможностях, через использование различных изо техник.

Для успешной реализации работы в данном направлении мной была создана развивающая предметно-пространственная среда. В группе организован уголок изодеятельности, который предусматривает наличие различных предметов и материалов для детского творчества: бумага разного цвета, фактуры и формы, цветные карандаши, фломастеры. восковые мелки, краски (гуашь и акварель),кисти тонкие и толстые, картон (белый и цветной).различные по толщине нитки и веревочки, печатки и шаблоны, баночки для воды,салфетки,палитры,зубныещётки,расчески,поролон,пробки,пенопласт,катушки,свечи,листья,ватные палочки, камушки, перья, кусочки ткани, тычки, штампы в форме геометрических фигур, трубочки для коктейля и т. д.

Весь материал хранится в отдельных коробках. Новый изобразительный материал вводится постепенно, по мере ознакомления с ним дошкольников на занятиях. В уголке для рисования хранятся также папки с репродукциями картин художников, предметными и сюжетными рисунками, открытками, иллюстрациями к сказкам, рассказам. Имеется отдельная папка с образцами рисунков, выполненных с помощью нетрадиционных техник изображения; технологические карты по рисованию. В группе оформлена выставка детских работ, позволяющая продемонстрировать детям свои успехи в творческой деятельности. В группе имеется магнитофон, записи с музыкой для использования музыкальных произведений на занятиях по художественному творчеству. Имеются также мольберты, ребенок может передвинуть их в любое место.

Мною систематизированы игры и упражнения на развитие творческих способностей. Составлена картотека, в которую входят игры на воображение, фантазию, внимание, память, гибкость мышления, мелкую моторику, невербальное общение и др.

Виды и техники нетрадиционного рисования.

Учитывая возрастные особенности дошкольников, овладение разными умениями на разных возрастных этапах для нетрадиционного рисования рекомендуется использовать особенные техники и приемы.

Так, для детей младшего дошкольного возраста при рисовании уместно использовать технику «рисование руками» (ладонью, ребром ладони, кулаком, пальцами), оттиск печатями из картофеля, тычок жесткой полусухой кистью.

Детей среднего дошкольного возраста:

тычок жесткой полусухой кистью, печать поролоном; печать пробками; восковые мелки + акварель; свеча + акварель; отпечатки листьев; рисунки из ладошки; рисование ватными палочками; волшебные веревочки (никтография).

А в старшем дошкольном возрасте дети могут освоить еще более трудные методы и техники:

рисование песком;

рисование мыльными пузырями;

рисование мятой бумагой;

кляксография с трубочкой;

печать по трафарету;

монотипия предметная;

кляксография обычная;

пластилинография

Опыт моей педагогической деятельности свидетельствует: рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Малыши с восторгом показывают свои работы родителям, при этом ни один из них не спутает свой рисунок с рисунком другого.

Стоит только попробовать, и вы сами начнёте получать удовольствие от процесса рисования пальчиками или ладонью.

Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями дошкольников. Так, например, я начинаю свою работу в этом направлении используя такие техники рисования, как рисование пальчиками, ладошкой, обрывание бумаги и т.п., но в старшем дошкольном возрасте эти же техники дополнят художественный образ, создаваемый с помощью более сложных: кляксография, монотипии и т.п.

С детьми младшего дошкольного возраста использую:

• рисование пальчиками;

• оттиск печатками из картофеля;

• рисование ладошками.

На первых занятиях применяю нетрадиционную технику рисования пальчиками: дети рисуют пальчиком, предварительно опустив его в краску какого-то одного цвета. Например, «Листопад», «Мухомор», «Ягоды», «Весёлый горох» и т. д.

Затем происходит небольшое усложнение – дети начинают использовать в изображении два цвета. Например, «Узоры для платья», «Дымка - свистунья», «Новогодние огоньки», «Нарядим ёлочку».

Очень интересны игровые приёмы рисования ладонью. Так, предлагаю детям представить «Потеряли котятки на дороге перчатки». Приложим руку к листу бумаги – одна перчатка, приложим другую – вот и обе перчатки обнаружились. Провожу такие занятия по теме, как «Фруктовый сад», «Цветок».

Если обмакнуть в краску боковую сторону кулака, то получаются «следы» зверей, сказочное дерево.

Предлагаю детям рисовать с помощью оттиска печатками. Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков разные композиции, украшая ими пригласительные билеты, открытки, салфетки. В качестве штампов можно использовать деревянные фигурки из игрушечного строительного набора, а также их несложно сделать из овощей (картофель, морковь), ластика, нарисовать на срезе или торце задуманный рисунок и срезать всё ненужное. С другой стороны овоща или ластика сделать надрез и вставить спичку без серы – получается удобная ручка у готовой печатки. Теперь нужно прижать её к подушечке с краской, а затем к листу бумаги, получается ровный и чёткий отпечаток. Можно составить любую композицию и декоративную, и сюжетную. Проводила такие занятия как «Кубики», «Мячики», «Мыльные пузыри», «Звёздочки», «Гусеница» и др.

Интересна техника «Тампонирование». Необходимо сделать тампоны из кусочков поролона. Палитрой может служить штемпельная чистая подушка или просто квадратный кусок плоского поролона. Это увлекательное занятие даёт навыки нежного и лёгкого прикосновения к бумаге тампоном с краской любого цвета, чтобы нарисовать что-то пушистое, лёгкое, тёплое, холодное (облака, солнышко, солнечных зайчиков, снег, животных).

Позднее сочетаю эту технику с техникой «Трафарет». Сначала вырезаю трафарет, прикрепляю его к листу бумаги с помощью скрепок. Затем дети с помощью «тампона» закрашивают. Осторожно приподнимаю его – какой чёткий и ясный остался след на бумаге! Темой могут быть подарочные поздравления: «Кораблик», «Самолёт», «Цветы на лужайке», «Бабочка». Для детей, которые освоили эту технику, предлагаю тампонировать с помощью щетинной кисти на бумаге с контурным изображением какого-либо животного или птицы. Тем для этой техники много: «Лисичка», «Зайчик», «Утка», «Собака и щенок», «Свинья и поросята», «Мишка».

Техника рисования свечой удивляет детей, радует, учит аккуратности. Таким способом издавна пользовались народные мастера при расписывании пасхальных яиц.

Суть этой техники в том, краска скатывается с поверхности листа, по которой провели свечой. На цветном фоне появляется рисунок: «Волшебные картинки», «Осенний листик», «Зимний узор».

Дети с удовольствием рисуют в технике «Монотипия». Лист бумаги складывается пополам и на одну из половин наносят пятна (тёплые или холодные), затем вторая половина прижимается к первой, тщательно разглаживается в разные стороны и разворачивается. Результат – зеркальное отображение – «Бабочка».

На своих занятиях знакомлю детей с рисованием по-сырой (мокрой) бумаге.

Для рисования в этой технике понадобятся влажная салфетка и емкость с водой.

Лист бумаги смачивается чистой водой и потом кисточкой или пальчиком наносятся изображения: «Мой маленький добрый друг», «Аквариум, в котором живет золотая рыбка», «Платочек для куклы Кати», «Морские волны» «Закат».

Рисование по мятой (предварительно скомканной) бумаге интересно тем, что в местах сгибов бумаги (там, где нарушается её структура) краска, при закрашивании, делается более интенсивной, тёмной. Это называется «эффектом мозаики». Рисовать по мятой бумаге можно в любом возрасте, так как это очень просто.

Когда координация руки и глаза совершенствуется, знакомлю детей с более сложными рисовальными движениями – круги, волнистые линии. Темы игровых занятий очень разнообразны: «Паук», «Божья коровка», «Стрекоза», «Морские водоросли» «Осьминоги».

Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя рискованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Ожидаемый результат.

Творческий процесс научил детей исследовать, открывать и умело обращаться со своим миром. Большинство из нас уже забыло о той радости, которую нам приносило рисование в детстве, но она была – несомненно.

Результатом своей работы я считаю не только процесс развития дошкольника в творческой деятельности, но и сохранение навыков, которые помогут им в будущем совершенствовать их потенциальные возможности.

Таким образом, на основе проделанной работы я увидела, что у детей возрос интерес к нетрадиционным техникам рисования. Дети стали творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, приобрели опыт эстетического восприятия. Научились использовать разного вида нетрадиционные техники рисования в создании рисунка. Создают новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел, и самостоятельно находят средства для воплощения. Рисунки детей стали интереснее, содержательнее, замысел богаче. Шедевры живут, дышат, улыбаются, а главное, каждый рисунок кажется произведением искусств. Дети обрели уверенность в себе, робкие преодолевают боязнь чистого листа бумаги, начали чувствовать себя маленькими художниками.

 

Опубликовано: 30.12.2015